Лучший педагог года

Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Бобарыкина
Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие и дисфункциональные, в которых характерны нарушения выполнения членами семьи своих функций.

Поскольку воспитание «особого ребенка» отличается выполнением гораздо большего количества функций и обязанностей, чем в обычной семье.

Также распределение обязанностей между членами семьи с Ребенком с ОВЗ часто оказывается неравномерным, непосильным и чрезмерным, из-за чего нарушается их выполнение.

Публикация «Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В результате большой нагрузки в семейной системе появляются дисфункции с патологическим влиянием на подсистемы: супружескую, детско-родительскую, сибилинговую.

В проведенных исследованиях семей, воспитывающих детей с ОВЗ, описываются типичные дисфункции, проявляющиеся во всех семейных подсистемах.

По литературным данным, воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в негармоничной семье может усугубить уже имеющиеся семейные проблемы, дисфункции и привести семью к кризису.

В нормально функционирующей семье, даже несмотря на сверх нагрузку, трудности, ее члены относятся к своему опыту позитивно, развивают силу характера, проявляют выдержку и толерантность. Они более способны к эмпатии.

Эмоциональные нарушения родителя могут быть также обусловлены особенностями семейных взаимоотношений и теми личностными чертами, которые его характеризовали еще до рождения ребенка с особенностями развития.

Влияние на семью «особого» ребенка зависит прежде всего от индивидуальных личностных характеристик самих родителей, а также близких родственников.

Исследования, связанные с изучением адаптационного потенциала семейной системы, стрессоустойчивости родителей, индивидуальных и семейных ресурсов личностной устойчивости, говорят о том, что применение стратегий совладания родителями является более продуктивным с точки зрения психологической самоподдержки такой семьи.

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, испытывают огромный эмоциональный стресс в процессе диагностических процедур, а также на последующих этапах развития, воспитания и взросления ребенка.

Родители травмируются на этапе постановки диагноза их ребенку,

сталкиваются с новой реальностью, и степень их эмоционального реагирования полностью зависит от умения воспринять не только особенности ребенка, но и его дальнейшие возможности.

При обнаружении у ребенка первых отклонений в развитии они также сталкиваются и с негативными чувствами по отношению к себе.

Последствия стрессового воздействия сохраняются на протяжении всей жизни с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Активные формы совладания включают саморефлексию, саморазвитие, с так же духовные основы личностного развития человека.

Эти стратегии совладания имеют духовную, творческую, экзистенциальную, направленность с целью снижения внутреннего дискомфорта и напряжения.

В процессе совладающего поведения, проявляются индивидуальные способы взаимодействия человека с миром. Человек сам является преобразователем собственной трудной жизненной ситуации.

Несмотря на то, что человек тратит массу своего времени отдавая себя, он получает равное или превосходящее вложенным силам чувство исполненности.

Так же стресс может возникать вследствие пренебрежения к внутренней ценности других людей и ценности собственной жизни.

В парадигме экзистенциальной психологии обнаруживается ключевая личностная переменная, которая помогает успешно противостоять стрессовым факторам - жизнестойкость.

Жизнестойкость включает в себя следующие элементы: жизнестойкую утверждающую позицию, преодоление, веру в себя,признание ценности жизни, готовность действовать и уверенность в возможности оказывать влияние на происходящие события.

На фоне нарастающего стресса человек, имеющий жизнестойкую позицию, сохраняет и поддерживает отношения с людьми, не страдает от собственной беспомощности, а стремится к достижению результата, не ожидает комфортной жизни, а извлекает опыт из проживания жизни в данных обстоятельствах.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 21:14
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД