Лучший педагог года

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Аникина
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна

МБДОУ «Лукоморье» г. Черногорск

“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом” Е. А. Стребелева, А. В Зацепина

Публикация «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. В последние годы все активнее рас-сматривается вопрос о равноправной совместной деятельности человека с ограниченны-ми возможностями здоровья с прочими членами общества.

Проблема воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают чувство вины за то, что родился такой ребенок. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова-ния (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.» писал (В. А. Сухомлинский). Участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому, в детском саду созданы условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.

Практика показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут самостоятельно применить опыт, полученный на специальных коррекционно – развивающих занятиях, им нужны дополнительные занятия со специалистом и дома с родителями. В этой связи взаимодействие специалистов (лого-педов, психологов) с родителями, воспитывающими детей с ТНР, имеет определенную специфику, выражающуюся не только в необходимости максимально полного вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, но и в поддержании неугасающего желания к сотрудничеству с педагогами на протяжении всего периода пребывания таких детей в группах компенсирующей направленности.

Современные исследования показывают, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед, воспитатель, должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.

Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, вы-разительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кру-гозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психоло-го-педагогической грамотности.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо под-держивать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать ро-дителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный со-циальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От сов-местной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Цель работы – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в до-школьных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участ-ников воспитательного процесса, - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с деть-ми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются :

-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; -в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в те-чение учебного года:

-обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; - проведение необходимой работы по профилактике и кор-рекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и ре-чевой подготовки к школе; - повышение психолого-педагогической культуры и воспита-тельной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по об-щему и речевому развитию дошкольников в семье; -определение влияния родителей на развитие ребенка

Доказательством плодотворной работы учителя – логопеда и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно – воспитатель-ном процессе, а не перекладывают всю ответственность за своих детей на работников ДОО, родители владеют некоторыми коррекционно - развивающими приемами, видят ре-зультаты совместной работы с логопедом и ориентированы на дальнейшее развитие ре-бенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется родительская внут-ренняя позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения. Ребенок сам в себе обнаруживает новые умения и навыки, не боится демонстрировать их родителям и другим взрослым.

Нашим дошкольным учреждением накоплен значительный опыт организации со-трудничества с родителями, имеющими детей с ОВЗ (ТНР). Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного соче-тания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении и в семье, обеспечить все-стороннее развитие личности.

Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

При взаимодействии с родителями нами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой обла-сти, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

- наглядная пропаганда, - родительские собрания, - беседы и консультации, - конфе-ренции родителей, - устные журналы, - анкетирование, - дни открытых дверей, - круг-лые столы, - организация клубов, организация деловых игр, - использование интернет – ресурсов.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские круглые столы)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; участие в праздниках, утренниках и развлечениях и др.) Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индиви-дуальная, групповая и коллективная работа.

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ (ТНР)

Для изучения семейной микросреды ребенка с ТНР проводим диагностико-аналитическую работу с родителями.

1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаи-моотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объе-ме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

2. Поэтому мы подключаем следующую из форм индивидуальной работы с родителя-ми : консультации, беседы. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серь-езно присматриваться к своим детям.

3. Переписка с родителям - Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, в перспективе своей работы с родителями мы создали группу «Солнышко» в социальной сети «Viber», которая позволяет размещение фото, а также методических рекомендаций для родителей в соответствии с тематикой недели, мы извещаем родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравляем с праздниками, даем советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. И немаловажным фактором создания данной группы является возможность обратной связи в режиме онлайн.

4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых явля-ется активное включение родителей в образовательный процесс. Родители в ходе НОД знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребен-ка, ищут совместно пути выхода.

5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов совместной или самостоятель-ной деятельности детей в ДОУ, праздников; с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

Групповые и коллективные формы

1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Хорошо, когда родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей.

На первом родительском собрании был предложен прием «Дерево предсказа ний» заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка, американским ученым Дж. Беллан-сом. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, «листья» -обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием помог выстроить предположения по поводу речевого развития детей. Речь наших детей---что будет дальше?---как будут развиваться события, как будем проводить работу, что выполнять?---чем закончится наша совместная работа?

- Оформление совместно с родителями стендов по различным лексическим темам.

- Выполнение рекомендаций учителя – логопеда дома.

- При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следу-ющие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное, метод создания педагогических ситуаций, запись во-просов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок».

2. Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффек-тивному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка пе-дагогического мышления родителей.

3. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей был проведен в форме круглого стола. В этом случае мы использовали методику «Мировое кафе». Ме-тод «Мировое кафе» позволил вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагал их к масштабному, многоуровневому диалогу. Технология «Ми-ровое кафе» помогла собрать информацию, организовать обмен мнениями по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия не-стандартных решений. Было важно, выработать общее видение проблемы. 4. Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей. Это прово-димые развлечения, драматизации сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п.

Достигнуть планируемых результатов Образовательной программы ДОУ помогает, на наш взгляд, планомерная и системно выстроенная работа по формированию предпри-имчивого мышления у детей и их родителей. Развитие предприимчивости в учебно-воспитательном процессе невозможно без сотрудничества с родителями, поэтому возник-ла необходимость наладить работу с родителями, благодаря которой они самостоятельно смогут развивать предприимчивость своих детей.

В связи с этим в нашем детском саду в ноябре месяце стартовал Марафон пред-приимчивости "Моя предприимчивая семья". На пути к успеху».

Целью проведения Марафона было: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления воспитанников. Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада, как полноправных участников. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Родителям представилась возможность поделиться своими зна-ниями умениями, продемонстрировать и помочь овладеть детям то, что они умеют лучше всего. Совместная работа была направлена на повышение педагогической культуры ро-дителей в вопросах развития ребенка и его предприимчивости.

Участники Марафона - дети старшей и подготовительной группа; педагоги; родители; администрация детского сада. Сроки проведения: октябрь - ноябрь 2016г.

На протяжении 4х недель родители совместно с детьми участвовали в различных кон-курсах (именуемыми станциями) :

- станция «Где логика?», - станция «Самый умный»,- станция презентация «Моя семья»

- изготовление лэпбука «Моя семья», - конкурс костюма.

На родительском собрании был предложен прием «Понятийное колесо»

Родителям было предложено понятие «Идеальный детский сад». Предлагалось написать слова – ассоциации (словосочетания, которые предлагают родители.

Мероприятия с родителями в детском саду – это проект, он направлен на сотрудниче-ство между родителями и дошкольным учреждением. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сто-рон друг друга. Наша задача выбрать несложное дело для ребенка и вместе провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно - музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка видят другие родители; сам ребе-нок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей сторо-ны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями.

5. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортив-ных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Социализация детей с ТНР происходит не только в процессе обучения. Дети с наруше-ниями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различ-ных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Нам необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними уча-стие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. В качестве примера работы является создание родителями, совместно с ребенком ЛЕПБУКОВ. Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в про-цессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помо-гает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и за-помнить материал. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

В саду на протяжении всей работы мы организовываем выставки творческих работ детей по различным темам, где так же непосредственное участие принимают и родители.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с роди-телями детей призваны наладить взаимодействие между садом и семьей, повысить эф-фективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимо-отношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они мо-гут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество Полященко Елена Александровна Логопед МОУ СОШ №17 Краснодарский край Северский район, пгт Ильский ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Из опыта работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Когда в семье рождается «особенный» ребенок, это становится испытанием на прочность для всех членов семьи. Мнение родителей, которые отважились.

Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка. Глубоких.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 26 января 2019 в 12:56
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД