Спортивная мини-игра «Зов тундры»

Адаменко Людмила Валериевна
Спортивная мини-игра «Зов тундры»

Спортивная мини-игра: «Зов тундры».

Подготовила: Матвеева Инна Алексеевна

воспитатель детского сада №50 «Нордик»

п. Айхал

Мини-игра «Зов тундры»

Задачи:

• Обучающие - совершенствовать технику ходьбы и бега с преодолением припятствий, лазанья и ползанья, прыжков, метания в цель;

• познавательные - ознакомить с географическим расположением континента Европы, размещением на ней зоны тундры, национальными семейными традициями (труд, семья, жилище, приемы выживания в суровых условиях) и этническими традициями (фольклор, народные игры, прикладное искусство) народов северо-востока России (Якутия, Чукотка, Магаданская область, Камчатка);

• воспитательные – воспитывать настойчивость, целеустремленность, чувство коллективизма и сопереживания;

• коррекционно – развивающие – развивать координацию, мелкую моторику рук, психо-физические качества – силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, воображение и творческие способности.

Участники: две команды по 8-10 детей.

Оформление зала: две детские палатки (чумы, макет оленя, на стене буквами разного цвета (под северное сияние) надпись «Зов тундры».

Костюмы: женский национальный костюм для Хозяйки Тундры, ободки с оленьими рогами по количеству участников.

Оборудование и инвентарь: горки(2шт., кирпичики (10шт., тоннели из ткани (2шт., скамейки(2шт., укороченные лыжи (2 пары, корзинки (2шт., глобус, каштаны, «снежки», грибочки.

Музыкальное оформление: аудиозаписи с мелодиями народов Севера, песня «Увезу тебя я в тундру»(сл. М. Фрадкина, муз. Пляцковского, звук метели.

Ход игры.

Тихо звучит музыка народов Севера. Дети входят в зал двумя командами и садятся на скамейки.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие детишки, девчонки и мальчишки! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по странам и континентам. Наш путь лежит на континент Европа (показывает на глобусе). Это самый зеленый континент, он ближе всех находится к Северному полюсу. В Европе находится страна, в которой мы живем.

• Как называется страна в которой мы живем?

• Как называется столица нашей родины?

Россия так огромна, что занимает не только часть Европы, но и часть Азии. Столица нашей Родины - Москва- находится на европейском континенте, а такие российские города, как Омск, Новосибирск, Красноярск, Магадан находятся уже в Азии. И если, например, в Волгограде еще стоит жаркая погода, то на севере нашей страны уже зима. На юге нашей страны, у Черного моря, растут тропические сады, которые дают нам апельсины, мандарины, персики, гранаты, а на Севере растут таежные леса- кедр, сосна, ель, пихта, лиственница.

• Как называется лес на крайнем Севере?

• Какие растения растут в тундре, как они называются?

• Что является основной пищей оленей в тундре?

• Что является основной пищей жителей тундры?

. А на самом крайнем Севере - он называется тундрой - растений мало и они очень низкорослые, поэтому называются карликовыми. Вся земля в тундре покрыта мхом- ягелем. Ягель - основная пища для оленей, которые пасутся в тундре целыми стадами. В тундре очень короткое лето и долгая без солнца зима, поэтому деревья и кустарники не успевают вырасти за лето. Земля не успевает согреться, и поэтому жители тундры не могут выращивать овощи. Основная пища жителей тундры - рыба, мясо оленей, медведей, ягоды, и грибы. Рыбу ловят в реках, в море, а животных добывают во время охоты. Два раза в год к жителям тундры прилетает вертолет, который привозит им муку, сахар, макароны, картофель, консервы, газеты. А если в холодную зиму поднять голову к небу, то можно увидеть чудесное явление природы - северное сияние. Больше нигде на земном шаре нельзя увидеть такое прекрасное творение природы. Прочтите наши буквы - они написаны в виде северного сияния.

Дети хором читают: «Зов тундры».

Ведущий. в путь! А какие замечательные люди живут в тундре! Это ханты, манси, чукчи, эвенки, ненцы.

Звучит музыка.

Ведущий. Вы слышите? Это голос тундры!

Появляется Хозяйка Тундры и танцует национальный танец.

Хозяйка Тундры.

Ты еще не видел тундры? Приезжай!

Приезжай к нам без опаски

Слушать шорох зимней сказки,

Слышать звон копыт по насту

Приезжай, мы встретим с лаской!

Ведущий (обнимая Хозяйку за плечи). Это Хозяйка Тундры, женщина сердечная, Ямала добрая душа! Она нас приглашает в тундру. Мы принимаем это предложение?

Дети: Да!

Ведущий. Тогда вместе скажем: «Нас тундра зовет.

Хозяйка Тундры. Отправляемся

Ведущий. Для удобства мы пойдем двумя командами, за победу в каждом состязании одна команда получает грибок, другая - ягоду. В конце нашего путешествия мы подсчитаем количество грибов и ягод, собранных каждой командой, и определим победителя.

А сейчас инелектуальная разминка.

Вопросы 1- ой команде:

• Какие бывают грибы? (съедобные- не съедобные, ядовитые- не ядовитые.)

• В какое время года появляются грибы?

• Перечислите названия грибов?

Вопросы 2- ой команде:

• Перечислите названия ягод?

• Арбуз относится к ягодам?

• Какие вы знаете северные ягоды?

Чтобы попасть в этот край, нужно пройти по топким болотам, где растут северные ягоды – морошка, клюква, брусника, обогнуть высокие сопки, где-то придется перешагивать через замерзшие лужицы, переходить через мелкие реки.

Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети начинают движение по периметру зала: взбираются и спускаются с «горок», перелазят через поваленные «деревья», перешагивают через «лужи», проходят по «мостику» через «речку».

Хозяйка Тундры. Вот мы и добрались до моих владений. Перед нами вязкое болото, покрытое мхом, а ягод здесь видимо – невидимо. Это морошка. А я так люблю северную морошку! Поможете мне собрать эти ягоды?

Дети: Да!

Хозяйка Тундры. Здесь много сухих кочек, куда можно перепрыгнуть, чтобы не

замочить ноги, а у каждой кочки ягоды, вот мы и будем их собирать.

1-ое состязание – «Сбор ягод».

На «болоте» напротив каждой команды цепочкой на расстоянии одно шага лежат пять кирпичиков («кочки»). Возле каждого с обеих сторон лежит по кучке каштанов. У первого участника на одной стороне площадки в руках корзинки. По сигналу первый участник начинает движение по кирпичикам, приседая при этом захватывая по одному каштану у каждого кирпичика. На обратном пути передает корзинку и эстафету следующему участнику. Команда – победитель получает ягоду или грибок.

Ведущий: В тундре охота и рыбалка – основные занятия мужчин.

• На кого охотятся в тундре?

• Что дает охота жителям тундры?

Охота дает жителям тундры мясо и шкуры оленя, песца, медведя. Мясо и рыбу замораживают в больших мешках и часто употребляют в пищу сырыми. Чтобы охота была удачной, нужно уметь быстро ходить на лыжах и метко стрелять в цель. Дети в тундре часто играют в игру «Меткие охотники».

2-ое состязание – «Меткие охотники».

Команды строятся на линии старта в колонну по одному. На первом участнике одеты лыжи. На отметке 4 м от старта в обруче лежат маленькие мячи (по количеству участников). На расстоянии 2 м от обручей подвешены 2 обруча – мишени. По сигналу первый участник идет на лыжах до обруча с мячами, бросает в мишень один мячик, снимает лыжи и бегом возвращается к своей команде, передает лыжи следующему участнику. Подсчет очков ведется по количеству попаданий в цель и быстроте выполнения задания.

Хозяйка Тундры. Я загадаю вам загадку:

Стройный, быстрый, рога ветвисты.

Пасется весь день, кто же это?. (олень.)

Ты знаешь, оленю какая цена?

Он в упряжке – живая струна.

С глазами черными, как очи Ямала,

Ты знаешь, оленю какая цена?

Расстояния в тундре от одного пастбища до другого очень большие. Поэтому олень здесь является основным средством передвижения и очень ценится.

• Чем ценится мех оленя?

• Чем питается олень?

Из оленьего меха шьют одежду, строят жилища, а еще олень дает молоко, которое очень полезно. Питается олень мхом – ягелем, который он добывает копытами из-под снега. Кода мха становится мало, жители тундры разбирают свои дома, грузят свои вещи на сани (нарты, запрягают в них оленей и переезжают на новые места, где мох еще не тронут. Оленями управляет каюр.

3-е состязание – «Оленьи упряжки».

В каждой команде участники делятся на пары. В паре один – «олень», (на нем надет ободок с рогами, другой- «каюр». Команды строятся в колонны по одному на линии старта. Около команд в обруче на полу лежат большие мячи (по количеству пар). По сигналу первая пара каждой команды начинает движение: впереди «олень», за ним «каюр». «Каюр» одной рукой берет мяч с пола, другой держит «упряжку». Пара бежит к свободному обручу. «Каюр» кладет мяч в обруч, «оленья упряжка» возвращается к своей команде, передает эстафету следующей паре.

Хозяйка Тундры. Но не так-то просто поймать дикого оленя. Для этого используется длинная веревка с петлей на конце (маут). Вот сейчас вы будете оленями, а я вас буду ловить.

4-ое состязание - «Поймай оленя».

Игра проводится в два этапа. В круг становится половина участников одной и другой команды. В центре круга ведущий с веревкой в руке, на конце которой привязана мягкая игрушка. Ведущий вращает веревку по кругу на высоте от пола 20см, дети перепрыгивают. Пойманные «олени» выбывают из игры. Игра длится до последнего участника. Он дает победное очко команде. Затем играет другая половина участников.

Хозяйка Тундры. Загадаю вам еще одну загадку:

С неба летит – пляшет,

Все, что в тундре есть – прячет,

А в чум попадет – плачет (снег.)

Дни пошли короче, удлиню я ночи,

Небо тьмой укрою, непогодь устрою.

• А кода непогода, метель, снег, куда прячутся все жители?

Дети: В дома.

Хозяйка Тундры. В тундре жилище у каждого народа Севера называются по разному.

• Как называются жилища?

Чум, иглу, яранга. Такое жилище очень быстро собирается, покрывается оленьим или медвежьим мехом, вход очень плотно закрывается, чтобы не вышло тепло. В середине жилища топится печь, на ней готовится пища. Здесь же люди спят, едят, отдыхают.

Вот сейчас я устрою вам снежную непогодь, а вы должны быстро спрятаться (чукчи в чум, а эскимосы – в иглу).

5 – е состязание – «Спрячься в чум».

В середине зала собраны две яркие палатки, ко входу каждой проложен тоннель из ткани. Звучит легкая музыка, дети свободно передвигаются по залу. Музыка становится тревожней – налетает пурга. По сигналу «Пурга!» каждая команда должна быстро на средних четвереньках перебраться по тоннелю в свое жилище.

Ведущий. Жизнь людей в тундре во многом не похожа на жизнь города. Многие дети не ходят каждый день в детский сад и в школу, а постоянно живут с родителями, которые пасут оленей далеко в тундре. Морозы в тундре бывают очень сильные. В такие морозы спасает теплая меховая одежда да быстрая ходьба.

• Как называется одежда жителей тундры, из чего она состоит?

Одежда состоит из меховых штанов мехом внутрь, кухлянки – шубы с капюшоном из меха оленя и торбасов (валенок).

Но если становится чуть потеплее, дети высыпают из чумов играть в снегу, кататься с горок, делать снежные крепости и ледяные фигуры.

Хозяйка Тундры. А давайте и мы построим снежные горки и будем с них кататься.

6 – е состязание – «Катанье с горки».

Команды выстраиваются на линии старта в колонну по одному. На расстоянии 1 м от линии старта устанавливается 2 горки. По сигналу первые участники скатываются с горки, приземляются на ноги и бегут к своей команде передать эстафету.

Хозяйка Тундры. Наш северный народ, встречая долгожданный приход весны, очень любит повеселиться и поиграть в народные игры. Одна из них – игра – хоровод «Хейро» (солнце).

Сейчас мы с вами поиграем.

Играющие становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят: «Хейро!». В центре круга сидит «шаман» с бубном и ритмично бьет в него.

Ведущий. Любите родную природу:

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

Хозяйка Тундры.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, дети, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

педагог:

Ребята, вот и закончилось наше путешествие в тундру.

• Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

• Какое соревнование вас заинтересовало?

• Что нового и интересного вы узнали за время нашего путешествия?

• Кем вам больше понравилось быть: оленями, каюрами, охотниками?

Ведущий. А сейчас пришло время подсчитать собранные каждой командой грибочки и ягоды. У кого их окажется больше, та команда сегодня будет считаться победителем. Но сначала вспомним правило честной игры.

Дети. Выиграл – не задавайся, проиграл – не обижайся.

Дети хором подсчитывают количество очков. Ведущий объявляет команду – победителя. Под мелодию дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Спортивная игра «Зарница» Спортивная игра «Зарница» Задачи: 1. Расширение знаний, умений и навыков детей в области физической культуры и спорта. 2. Расширение диапазона.

Спортивная игра «Зов джунглей» Для детей среднего дошкольного возраста Цели и задачи игры: Развивать навыки основных видов движений. Способствовать привитию навыка самостоятельных.

Военно-спортивная игра «Зарница»Военно-спортивная игра «Зарница» МА ДОУ центр развития ребёнка – д. /сад №137 Конспект ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ. "Зарница"Посвященной 70-летию Дня Победы. (Для детей старших.

Военно-спортивная игра «Зарница» Цель: укрепление физического и психического здоровья дошкольников; формирование у детей нравственных чувств: патриотизма, любви и уважения.

Военно-спортивная игра «Зарница» Сценарий проведения военно-спортивной игры «Зарница» с детьми дошкольного возраста Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители.

Военно-спортивная игра «Зарница»Военно-спортивная игра «Зарница» Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Военно-спортивная игра «Зарница» Военно-спортивная игра «Зарница» Руководитель физвоспитания: Тельминова Т. В. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить.

Военно-спортивная игра «Зарница» Цель: формирование у детей патриотических чувств, воспитание уважения к защитникам Родины. Задачи: развивать силу, ловкость, быстроту, координацию.

Военно-спортивная игра «Зарничка» Цель: Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества. Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических.

Военно-спортивная игра «Зарничка» Цель: ориентировать воспитанников на здоровый образ жизни, активный отдых, укрепление здоровья. Задачи: - развивать у ребят ловкость, выносливость,.

Автор публикации:
Спортивная мини-игра «Зов тундры»
Опубликовано: 5 июня 2016 в 08:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Наши подарки для любимых мам»
Здравствуйте, мои дорогие гости! Представляем вам нашу идею подарка для мамы от деток первой младшей группы. Идея подарка пришла не сразу, как в...
Посткроссинг. Поздравления из Ставрополя
Доброго всем дня, коллеги! Вот и весна не за горами. совсем скоро закончится учебный год. Но время ещё есть, чтобы сказать всё недосказанное, передать...
Конспект занятия «Совушка» по конструированию с использованием нетрадиционных...
Цель занятия: • создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление...
Конспект НОД «Художественно — эстетическое развитие» (Аппликация, старшая группа)
Тема: «Поздравительная открытка к 23 февраля». Цель: Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля для папы. Задачи: 1. Формировать у детей представление...
Фотоотчет о прогулке и экскурсии с детьми
Совсем скоро наступит весна. И мы с ребятами наслаждаемся последними деньками зимы. В этот раз мы не просто вышли погулять на территорию садика, а ходили на...