А А Кайшенова
Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников
▼ Скачать + Заказать документы
В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостное систематическое влияние на формирование гражданско-правовой позиции старшеклассников. Гражданско-правовое воспитание старшеклассников - это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданско-правовой позиции, гражданских качеств.
Публикация «Способы гражданско-правового воспитания старшеклассников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
С. В. Басюк выявила педагогическую сущность понятия «гражданско-правовая позиция старших школьников». С ее точки зрения, гражданско-правовая позиция старшеклассников – это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности знаний в гражданско-правовой области; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик старшеклассников, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в складывающемся гражданском обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения других людей [1].
С точки зрения В. В. Буткевича, центральным звеном в процессе гражданско-правового воспитания является работа с ценностями юношей и девушек. Это требует решения, как минимум, двух задач:
а) предъявление в эмоционально насыщенной форме позитивных ценностей (на психологическом уровне для такой задачи базовым является включение школьников в привлекательную, значимую совместную деятельность, соответствующую желательным ценностям);
б) создание условий для личностного самоопределения, выбора в поле этих ценностей (для решения этой задачи более существенным являются проблематизация и совместный анализ в эмоционально окрашенных формах целей и ценностей деятельности и социума) [3].
По мнению С. В. Басюк, максимальная эффективность процесса гражданско-правового воспитания у старшеклассников обеспечивается за счет последовательной и системной активизации специально организованного гуманитарного знания как компонента системы общего образования. По мнению автора, оптимальная методика воспитания гражданско-правовой позиции старшеклассников в ходе активизации гуманитарного знания является комплексом педагогических средств, включающим в себя специально подобранные методы, приемы, упражнения, коммуникативные задачи-ситуации, игры [2].
Л. М. Волкова выделила следующие средства гражданско-правового воспитания старшеклассников :
• моделирование школьного сообщества как демократического государства;
• освоение учащимися и учителями основных элементов технологии создания правового пространства школы, вовлечение их в создание и принятие норм внутришкольной жизни (школьных законов);
• создание образовательных ситуаций, побуждающих школьников и учителей к проектированию, конструированию и функционированию правового пространства школы;
• инициация создания школьных законов и процедуры их подготовки, обсуждения и принятия;
• выборы школьного соуправления и организация его эффективного функционирования вплоть до создания школьного правового пространства;
• использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;
• моделирование, создание и использование ситуаций, побуждающих педагогов и учеников обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними [4].
Важное значение в реализации задач гражданско-правового образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса [5].
Таким образом, максимальная эффективность процесса гражданско-правового воспитания у старшеклассников обеспечивается за счет последовательной и системной активизации специально организованного гуманитарного знания как компонента системы общего образования, моделирования, создания и использования ситуаций, побуждающих педагогов и учеников обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними на базе образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Басюк, C.B. Воспитание гражданско-правовой позиции личности старшеклассника [Текст]/ C.B. Басюк // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4. - С. 197-206.
2. Басюк, C.B. Гражданско-правовая позиция личности старшего школьника к объект педагогического исследования [Текст] /C.B. Басюк // Искусство и о разование. - 2009. - № 8. - С. 17-22.
3. Буткевич, В. В. Мое Отечество: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования [Текст]/ В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. - Минск: Национальный институт образования, 2012. - 223 с.
4. Волкова, Л. М. Гражданская культура школьника : классные часы и родительские собрания Текст / Л. М. Волкова. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 128с.
5. Казаева, Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания [Текст]/ Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 154-163.