Анна Филатова
Способы работы с картой развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно п. 3.6. ФГТ система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Никто не спорит, что формулировка данных качеств соотносится с категориями, принятыми в европейском образовательном пространстве: они связаны с описанием способностей и компетентностей воспитанников, качеств их личности. Однако проблема заключается в том, что методик диагностики и диагностических заданий, которые могли быть использованы для мониторинга результатов реализации образовательной программы, опирающихся на предложенные критерии, в психолого-педагогической литературе не описано. Кроме наблюдений и метода экспертных оценок, обобщающего опыт взаимодействия с детьми, опереться практически не на что. Поэтому в настоящее время целесообразно использовать аутентичную оценку качества достижения детьми планируемых результатов т. к. в её основе лежат следующие принципы:
Публикация «Способы работы с картой развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Во первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребёнка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Во вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники, то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
И, наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в январе и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, медицинский работник.
В подготовительной три раза в год (в сентябре, январе и мае) в проведении мониторинга участвуют педагоги, педагог-психолог и медицинский работник.
Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребёнка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей : познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения во всех возрастных группах. В подготовительной группе помимо метода наблюдений используются критериальные диагностические методики и тестовые методы.
На основе полученных данных составляется индивидуальная карта развития каждого ребёнка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится в ноябре, феврале и мае.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью детей в различные периоды пребывания в ДОУ, анализа продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга освоения общеобразовательной программы заносятся в карту развития ребёнка.
На основе достаточно длительного сбора информации о детях воспитатель может заполнить карты развития воспитанников группы. Итоговые результаты мониторинга не должны рассматриваться как "диагноз" ребенка. Педагог может сделать лишь вывод об общем соответствии или несоответствии уровня развития ребенка возможностям возраста и отметить те пункты, которые вызывают особую тревогу. В случаях явного несоответствия развития тех или иных критериев возрасту ребёнка следует составить для ребёнка индивидуальный маршрут развития, порекомендовать обратиться к специалистам - психологу, логопеду.
Карта развития ребенка состоит из 2 пунктов. Первый пункт - мониторинг освоения общеобразовательной программы, второй пункт мониторинг развития интегративных качеств. Критерии представленные в карте развития характеризуют присущие возрасту достижения ребенка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями, развития деятельностей и пр.).
Если педагог считает, что критерий сформирован у ребенка полностью, он ставит в графе знак (+). Если критерий не ярко выражен у ребёнка знак (-). Далее выставляется итоговый результат на основе таблицы № 1
Таблица № 1
Баллы Оценка уровня развития интегративных качеств и уровня освоения образовательной программы
1 балл большинство компонентов недостаточно развиты
2 балла отдельные компоненты неразвиты
3 балла соответствует возрасту
В ходе мониторинга педагогами групп заполняются итоговые таблицы.
Таблиц № 2
Мониторинг образовательного процесса
Возрастная группа
Дата проведения мониторинга
Имя, фамилия ребёнка
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
Здоровье Физическая культура Социализация Труд Безопасность Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Итоговый результат
Таблица № 3
Мониторинг детского развития
Возрастная группа
Дата проведения мониторинга
Имя, фамилия ребёнка
Уровень развития интегративных качеств
Физическое развитие Любознательность, активность Эмоциональность, отзывчивость Овладение средствами общенияи способами взаимодействия с взрослыми Способность управлять своим поведениеми планировать действия Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе Овладение предпосылками учебной деятельности Итоговый резултат
Оценка уровня освоения образовательной программы, а также оценка развития интегративных качеств определяется следующим образом: в мониторинге образовательного процесса сумма баллов делится на количество образовательных областей (10, в мониторинге развития интегративных качеств на количество показателей (8). Итоговый результат выставляется на основе таблицы № 4.
Таблица № 4.
Суммарный результат баллов Уровень
от 2.5 до 3 высокий
от 1.5 до 2.4 средний
от 1 до 1.4 низкий
Как было сказано ранее данные о результатах мониторинга образовательного процесса и мониторинга развития интегративных качеств заносятся в карту развития ребёнка.
Карта развития состоит из двух частей.
Первая часть отражает результаты мониторинга образовательного процесса, который проводится в ноябре, феврале и мае.
Вторая часть результаты развития интегративных качеств.
На примере образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» я расскажу, как педагоги заполняют таблицы. Если педагог считает, что критерий сформирован у ребенка полностью, он ставит в графе знак (+). Если критерий не ярко выражен у ребёнка знак (-). Далее выставляется итоговый результат на основе таблицы представленной ниже. После того как все индивидуальные карты заполнены, педагоги заполняют итоговую таблицу. Оценка уровня освоения образовательной программы, определяется следующим образом: в мониторинге образовательного процесса сумма баллов делится на количество образовательных областей (10). Итоговый результат выставляется на основе таблицы приведённой ниже.
Мониторинг развития интегративных качеств проводится 2 раза в год в январе и май. Технология работы с картой развития во второй части аналогичная.
Согласно п. 3.6. ФГТ система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Никто не спорит, что формулировка данных качеств соотносится с категориями, принятыми в европейском образовательном пространстве: они связаны с описанием способностей и компетентностей воспитанников, качеств их личности. Однако проблема заключается в том, что методик диагностики и диагностических заданий, которые могли быть использованы для мониторинга результатов реализации образовательной программы, опирающихся на предложенные критерии, в психолого-педагогической литературе не описано. Кроме наблюдений и метода экспертных оценок, обобщающего опыт взаимодействия с детьми, опереться практически не на что. Поэтому в настоящее время целесообразно использовать аутентичную оценку качества достижения детьми планируемых результатов т. к. в её основе лежат следующие принципы:
Во первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребёнка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Во вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники, то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
И, наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится в ноябре, феврале и мае.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью детей в различные периоды пребывания в ДОУ, анализа продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга освоения общеобразовательной программы заносятся в карту развития ребёнка.
На основе достаточно длительного сбора информации о детях воспитатели заполняют карты развития воспитанников группы.
Если педагоги считают, что критерий сформирован у ребенка полностью, они ставит в графе знак (+). Если критерий не ярко выражен у ребёнка знак (-). Далее выставляется итоговый результат на основе таблицы № 1
Итоговые результаты мониторинга не должны рассматриваться как "диагноз" ребенка. Педагог может сделать лишь вывод об общем соответствии или несоответствии уровня развития ребенка возможностям возраста и отметить те пункты, которые вызывают особую тревогу. В случаях явного несоответствия развития тех или иных критериев возрасту ребёнка следует составить для ребёнка индивидуальный маршрут развития, порекомендовать обратиться к специалистам - психологу, логопеду.
Оценка уровня освоения образовательной программы определяется следующим образом все баллы суммируютя и делятся на количество образовательных областей (10). Итоговый результат выставляется на основе таблицы представленной ниже.
Карта развития ребенка состоит из 2 частей. Первая часть - мониторинг освоения общеобразовательной программы, вторая часть мониторинг развития интегративных качеств. Технология заполнения второй части карты развития аналогичная.