Наталья Сертакова
Сравнительная таблица и рассказывание по картине в дошкольном возрасте «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Цель: Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя. Дать представление об играх зимой. Воспитательные цели:
Формировать доброжелательность, вызвать положительные эмоции.
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Цель занятия :
Продолжать формировать у детей умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от плана.
Публикация «Сравнительная таблица и рассказывание по картине в дошкольном возрасте „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Задачи: Слушать с интересом рассказ воспитателя о зиме. Принимать участие в дидактической игре «Покажи и назови». Рассказывать об изображенном на картине. Задачи:
- связная речь: учить
отвечать на вопросы по содержанию картины,
составлять рассказ с помощью воспитателя;
-словарь и грамматика: закреплять в активном словаре названия предметов одежды, учить использовать слова с противоположным значением (тепло - холодно);
Звуковая культура
речи: закреплять произношение звука [у] в различном темпе, с различной громкостью).
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
2. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
3. Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
4. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей и не выкрикивать.
Задачи:
Закреплять умение при описании событий использовать сложные распространенные предложения, придавая им эмоциональный окрас.
Воспитывать стремление оказывать помощь, откликаться на просьбу, проявлять отзывчивость.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
В: Снег идет, снег идет
На полянку, на лужок
Улеглись снежинки – белые пушинки.
В: На улице есть снежинки?
(ответы детей)
В: На улице зима. Много снега, холодно. Мы с вами выходит на улицу гулять. Чтобы, не замерзнуть, мы играем в игры.
В: Когда вы гуляете с мамами, вы играете с ней?
Д: Да.
В: Расскажите, как вы играете с мамой, с папой?
Дети рассказывают, если кто-то из детей затрудняется, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
В: Во время игры, нам холодно или тепло?
В: Играть зимой грустно или весело?
В: При падении в снег, больно или нет?
В: Конечно нет, потому что снег пушистый, мягкий, как вата.
Упражнение «Снежинки»
Сейчас мы представим, что это у нас снежинки и подуем на вату, чтобы она полетела.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о зиме, зимних развлечениях, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадок.
Материал:
Картина «Зимние забавы», музыкальное сопровождение.
игра с мячом «Зимние забавы».
Воспитатель: я буду бросать мяч а вы мне говорите: «Какие зимние развлечения вы знаете?»
Методы и приемы: словесные методы (беседа, рассказ, наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: загадывание загадок; создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание картины
Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», снежки из ваты- 20шт., картинки (шапка, сандалии, кепка, шуба, коньки, санки, лыжи, музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», доска, магниты.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, стрелой, в один миг, тотчас…
Водная часть. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне приятно, что у вас хорошее настроение. И мне очень хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня. Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и передать доброту, тепло и чувство радости. Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Итак, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
Верно, зима (вешаю картину с зимним пейзажем на доску).
Короткая беседа по вопросам:
- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).
Предварительная работа: наблюдения за неживой природой на прогулке, чтение и рассматривание иллюстраций к произведениям художественной литературы, участие в зимних забавах (катание на санках, на коньках, лепка снеговика и др., разучивание физминутки, беседа.
Средства: Письмо, снежинка, сотовый телефон, ноутбук, схемы- подсказки, разрезные картинки.
Способы: Сюрпризный момент, дидактические игры, физ. минутка, рассматривание схем- подсказок, вопрос, рассматривание фотографий.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас подойти к столам.
Дети подходят к столам, на каждом из которых лежит конверт, в которых лежат разрезные картинки на тему «Зимние забавы» (в первом - дети лепят снеговика, во втором - дети катаются на санках) .
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем разговаривать на интересную тему, а вот какую, вы узнаете, открыв конверты, лежащие у вас на столах и выполнив задание. Открывайте конверты. Перед вами разрезные картинки, собрав которые, вы узнаете тему нашего сегодняшнего занятия.
Дети открывают конверты и собирают картинки.
Воспитатель: Что получилось у ребят за первым столом? А за вторым? (Ответы детей) .
Как вы думаете, глядя на эти картинки, о чем мы будем разговаривать (Ответы детей)
В: На улице есть снежинки?
(ответы детей)
В: На улице зима. Много снега, холодно. Мы с вами выходит на улицу гулять. Чтобы, не замерзнуть, мы играем в игры.
В: Когда вы гуляете с мамами, вы играете с ней?
Д: Да.
В: Расскажите, как вы играете с мамой, с папой?
Дети рассказывают, если кто-то из детей затрудняется, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
В: Во время игры, нам холодно или тепло?
В: Играть зимой грустно или весело?
В: При падении в снег, больно или нет?
В: Конечно нет, потому что снег пушистый, мягкий, как вата.
Упражнение «Снежинки»
Сейчас мы представим, что это у нас снежинки и подуем на вату, чтобы она полетела.
Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы.
В: Какое время года на картинке? (зима)
В: Кто на картинке? (дети и мамы)
В: Во что одеты? (шапка, шуба, сапоги, варежки, шарф)
В: Весело детям играть с мамами?
Воспитатель обращается к каждому ребенку с разными вопросами.
Рассматривание картины «Зимние забавы».
Восп. – Посмотрите, какое время года изображено на картинке?
-Кого вы видите на картинке?
Дет: Мальчика и девочку
Восп--Что делает мальчик?
Дет: Мальчик катается с горки на санках.
Восп: А девочка?
Дет: Девочка катается на лыжах.
Восп: Посмотрите на эту девочку и мальчика на их лица. Как вы думаете им весело?
Дет: Да им весело.
Воспит:Малыши улыбаются. Им весело. А как вы думаете почему?
Дети: Они гуляют, катаются на санках и лыжах. Им нравится. Они рады.
Восп: Посмотрите как они одеты?
Как одета девочка?
Дет: Она одета в красную куртку с капюшоном, штаны и сапоги. На голове теплая шапка.
Восп: Почему девочка оделась тепло?
Дет: Потому что на улице холодно.
Восп: Как одет мальчик?
Дет-на мальчик одет в черную куртку, штаны. и ботинки. На голове шапка и шарф.
На руках –варежки.
Основная часть.
Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Прикрепляю снежки из ваты на доску).
Воспитатель: Начинаем:
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т. д.
СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Искристый
Хрустящий
Серебристый
Мокрый
НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное Новогоднее
Грустное
Шаловливое Хорошее
Прекрасное
Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
А сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель вывешивает на доску картинки (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи).
Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки (дети перечисляют).
Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).
Правильно. О зимних забавах. Но эту тему я выбрала не просто так, а потому что на адрес нашего детского сада пришло письмо. А прислал его один детский писатель, который пишет сказки и рассказы. Он хочет написать книгу рассказов на тему «Зимние развлечения» и просит вас помочь ему в этом. Ребята, вы хотите помочь ему в этом? (ДА) А как вы понимаете, что такое зимние забавы? (развлечения, игры)
Воспитатель: Хорошо, а теперь я предлагаю поиграть вам в игру.
Помогать нам будет снежинка, которую вы будете передавать друг другу и называть слова на зимнюю тему. Все слова, которые вы будете называть, должны отвечать на вопрос- какой, какая? (какая погода? какой снег? какое солнышко)
А сейчас ребята, я предлагаю для нашего писателя составить рассказы о зимних забавах. Сначала я предлагаю вам вспомнить, что есть у каждого рассказа? (начало, середина, конец) .О чем расскажем в начале? (О погоде). Выставляется первая картинка. (Картинка- схема : сугробы, солнышко) .
Воспитатель: О чем расскажем в середине? (О забавах). А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на фотографии и вспомнить о зимних забавах
. Выставляется вторая картинка. (Картинка- схема : лыжи, коньки, санки) .
Воспитатель: Ребята, а чем можно закончить рассказ? (настроение). Выставляется третья картинка
.
Дидактическая игра «Покажи и назови»
(детям предлагается взять картинку с тем предметом, который назовет воспитатель)
В: Читает стихотворение, дети выполняют движения.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит
Вот так вот так и ушами шевелит
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть
Вот так вот так надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать
Вот так вот так надо зайке поскакать
Кто - то зайку испугал зайка прыг и побежал.
На прогулке можно повторить с детьми стихотворение и выполнить движения.
Физминутка и дыхательная гимнастика Физминутка и дыхательная гимнастика, речевая, фонетическая Физминутка и дыхательная гимнастика, речевая, фонетическая Игра «Найди лишний предмет».
Составление рассказа по картинке.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Восп. – А сейчас послушайте, я вам расскажу, что происходит на картине : «девочка и мальчик дгуляют. Мальчик Алеша катается на санках. а сестра Настя на лыжах. Настя одета в красную курку с капюшоном, штаны и сапоги. На голове теплая шапка. Алеша одет в черную куртку, штаны. и ботинки. На голове шапка и шарф. На руках теплые варежки. Малыши улыбаются. Им весело.
Воспитатель предлагает детям рассказать самостоятельно (1-2 ребенка)
-восп: А давайте придумаем что же случилось с мальчиком когда он поехал с горки?
-Что произошло потом?
Воспитатель предлагает детям рассказать самостоятельно (1-2 ребенка).
Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину : «Зимние забавы») Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Беседа по картине :
-Какое время года здесь изображено?
- Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
-Чем занимались дети?
-В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
Рассказы детей по картине.
Заслушиваем 4-5 рассказов.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне понравились все ваши рассказы. Все они замечательные и интересные. А чей рассказ показался вам более интересным? Чем? (ответы детей) .
Воспитатель благодарит детей за работу.
. Итог занятия.
Что мы сегодня делали?
Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы».
Воспитатель: Ребята, сегодня вы все очень интересно рассказали о своих любимых развлечениях. Молодцы! Я записала все ваши рассказы и теперь отправлю их по почте писателю. Пусть он по ним напишет интересную книгу. Ребята, а в книгах у нас есть еще иллюстрации, поэтому я предлагаю отправиться в группу и нарисовать картинки к книге.