Приложение МААМ

Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой

Галина Щербакова
Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с художественной литературой с целью развития познавательных интересов дошкольников следует проводить в два этапа. На первом из них педагогу рекомендуется вводить различные наглядные модели, делая их частью процесса пересказывания русских народных сказок детьми. Подобная работа преследует следующие цели:

При помощи заместителей дети учатся выделять наиболее важные события, что позволяет им строить логичную и верную последовательность изложения;

Публикация «Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах

Дети учатся абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, а также приходят к пониманию принципов замещения (признаки и свойства заместителей аналогичны тем, что наблюдаются у реальных предметов).

Второй этап характеризуется более творческой направленностью и способствует обучению тому, как детям составлять истории, сказки, рассказы, используя для этого наглядные модели и схемы. На данном этапе целесообразно применять разные игры, упражнения и задания на развитие воображения. Подобный подход позволит детям стать свободнее в своих рассуждениях и избежать использования готовых образцов, штампов и шаблонов. Посредством такой работы дети сами начинают искать собственные оригинальные решения поставленных задач, что повышает свободу их высказываний и лучше запечатлевается в их памяти.

Начинать обучение пересказыванию русских народных сказок следует по достижению ребенком трех лет. В качестве оптимальных образцов литературы, которую можно разыграть с использованием заместителей, можно назвать такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Три медведя». Чтобы ребенку было проще выявить структуру сказки и выделить наиболее существенные моменты, педагог может воспользоваться разнообразными наглядными моделями.

В качестве самой простой модели можно рекомендовать модель сериационного ряда. Ее можно представить как несколько полосок, размер которых постепенно увеличивается. Например, если на занятиях педагог разбирает с детьми сказку «Репка», то для замещения ему потребуется бумажный круг желтого цвета ( имеет признаки репки: форма круга, желтый цвет) и шесть полосок разной длины по количеству персонажей сказки. Для развития воображения детям можно дополнительно предложить, чтобы они сами для каждой полоски назначили персонажа, которого она будет замещать (опять же, исходя из разного цвета полосок и их длины, воображение детей сразу включится в работу, и они начнут на основании внешних признаков соотносить признаки персонажей с полосками). Когда дети освоят данный навык, педагог может еще больше усложнить задачу, предоставив им возможность разложить полоски в том порядке, в котором появляются герои сказки.

Подобные упражнения следует проводить несколько раз и на примере различных сказок. Как только дети освоят приемы сериационного моделирования, можно переходить к следующей, более сложной практике — двигательному моделированию. Данный вид моделирование заключается в том, что в процессе пересказывания сказки педагогом дети должны повторять действия и движения сказочных персонажей (присел, покачал головой и т. п.).

В некоторых сказках для усложнения познавательной задачи целесообразно пользоваться методами и сериационного, и двигательного моделирования.

Важно понимать, что при постановке познавательной задачи ребенка следует направить таким образом, чтобы он не просто играл с предметами-заместителями, а четко соблюдал последовательность действий, происходящих в сказке. Это является главным фактором, помогающим ребенку анализировать основные сюжетные события и связывать их между собой. Таким образом, получается, что дошкольник будет делать не то, что ему захочется в данный отрезок времени, а то, что позволит решить поставленную перед ним познавательную задачу, то есть показать основные действия и события сказки.

В результате подобной деятельности у ребенка со временем формируется определенный интерес к тому, чтобы самому придумать сказку, сочинить рассказ или историю. То есть в процессе решения поставленной познавательной задачи постепенно задействуется и его воображение. Подобная работа выполняется на втором этапе введения схем и моделей при ознакомлении дошкольников с художественной литературой.

Исходя из вышесказанного, педагог должен понимать, что для реализации описанных познавательных задач необходимо предлагать ребенку комплекс игр и упражнений так называемого «открытого типа», то есть имеющих не одно, а несколько решений. Это одновременно будет способствовать развитию его наблюдательности.

Очевидно, что стимулом для решения познавательных задач должен быть интерес ребенка к поиску ответов на поставленные вопросы. Чтобы активизировать внимание дошкольников, заинтересовать и заинтриговать их, педагог может использовать такой прием, как введение в сказочного персонажа, который и будет ставить детям задачи. Например, в роли такого сказочного персонажа может быть вымышленный художник или сказочница. Решая предложенные «головоломки», дошкольник с каждым разом начинает проявлять более широкую фантазию, при этом каждый ребенок будет стараться придумывать что-то свое, что будет отличаться от ответов его одногруппников.

Очень важно отметить, что ребята не просто придумывают и проявляют свободу фантазии, последовательно решают данное им задание с вполне конкретными условиями.

Пройдя описанные выше этапы, дети учатся представлять предметы, опираясь только на один видимый признак. После освоения этого навыка педагог может усложнить познавательную задачу и предложить дошкольникам придумать некую целостную ситуацию, а затем включить ее в какой-то несложный сюжет. К примеру, можно от имени сказочного персонажа попросить детей дорисовать картину. Этот процесс можно представить следующим образом: педагог держит лист бумаги, на котором схематично изображен человечек; дети придумывают окружение для этого человечка, его одежду, а педагог схематично зарисовывает все, что они придумали. После такого задания познавательную задачу можно еще больше усложнить, дав возможность дошкольникам сочинить свои истории о том, как развивалась жизнь нарисованного ими человечка, с какими ситуациями он сталкивался и как из них выходил.

По мере освоения описанных знаний и умений далее педагогу следует усложнить упражнения и задания, исключив из них опору на реальность. Ведь ребенку гораздо проще сочинить историю, когда он видит перед собой наглядное изображение персонажа, чем представить его в своем воображении. Тем не менее, переводить детей на сочинение сказок, историй и рассказов только на основании их собственных представлений пока рано. Здесь следует по-прежнему направлять его воображение, чтобы оно работало для поиска решения конкретной задачи. В данной работе упор делается, как правило, на создание индивидуальных заданий.

Исходя из средств и методов развития познавательных интересов, реализуемых через изучение художественной литературы, необходимо сделать вывод о том, что любое новое задание будет вызывать у ребенка определенные трудности в поиске правильного ответа. Ведь гораздо проще, когда дети работают все вместе, когда перед ними находится определенная картинка. Но совсем другое дело, когда надо фантазировать, имея перед глазами только заместители. При постановке таких задач ребенку сложнее придумать, на что могут быть похожи эти заместители, а тем более — составить историю с участием придуманного персонажа.

Но результат такой работы очевиден: дети учатся составлять собственные истории, сказки и рассказы, причем у большинства из них нередко можно отметить оригинальность и высокую сложность сюжета, а также построение логичной системы последовательности вымышленных событий. Не менее важный нюанс состоит в том, что рассказ каждого ребенка насыщается его личными эмоциональными переживаниями, соответственно, у него формируются необходимые предпосылки для того, чтобы развивать свои способности и дальше осваивать новые знания, овладевать новыми навыками и умениями.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найди ошибку» Данная игра используется с целью закрепления знаний у детей об элементах росписи народных игрушек,обучению зрительно -мыслительному анализу.

Тестопластика Лепка из теста - увлекательное и интересное занятие! Из теста можно лепить плоскостные изображения и объемные фигурки. Таким способом мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
Опубликовано: 28 августа 2014 в 20:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Галина Щербакова (УИ 55464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД