Лучший педагог года

«Экскурсия в краеведческий музей» (1 фото)

Альфия Васина
«Экскурсия в краеведческий музей»

Программное содержание: познакомить детей с краеведческими сведениями о жизни народа ханты (условия жизни и быта, основные занятия: рыболовство, охота, оленеводство, сбор ягод, грибов). Расширять и углублять знания детей об окружающем мире. Развивать познавательный интерес детей.

Учить детей делать простые умозаключения, развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитывать интерес к жизни коренного населения ХМАО, уважение к его традициям, к его прошлому. Воспитывать любовь и уважение к людям другой национальности.

Словарная работа: обогащение (ханты, народность, оленеводство, туесок, чум, шкура, бисер).

Публикация «„Экскурсия в краеведческий музей“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание альбома «Мы живём на Севере», чтение художественной литературы, статей из газеты «Когалымские вести», посещение выставочного центра, рисование на данную тему (природа, орнаменты). Цикл познавательных занятий на данную тему, рассматривание куклы в национальной одежде. Встреча с интересными людьми (ханты). Подвижные игры народов Севера.

Ход экскурсии:

1. Перед началом экскурсии напомнить детям правила посещения музея. Почему нельзя шуметь, перебивать экскурсовода, закрывать собой экспонаты? А как надо себя вести и почему именно так? (Ответы - предположения).

По дороге в музей обратить внимание каким маршрутом идём, по какой улице, какие здания встречаются на пути (многоэтажные, многоподъездные, магазин «Меандр», голубятня, какой транспорт ездит по улицам города - пассажирский, легковой и т. д.

2. При подходе к музею обратить внимание в каком здании он расположен, на каком этаже, почему на окнах решётки. Детей и воспитателей встречает экскурсовод. Взаимное приветствие, дети раздеваются и проходят в выставочный зал. Экскурсовод начинает показывать экспонаты и рассказывать о жизни народа ханты, его историю (откуда его корни, как давно заселили данную территорию).

Знакомит с летним и зимним жилищем.

Вопросы к детям:

-Чем отличается летнее жилище от зимнего?

-Почему летнее жилище (чум) покрыто берестой, а зимнее сделано из

брёвен?

-Для чего ханты вываривали бересту?

-Как вы думаете, какое жилище теплее?

-Почему ханты летом не могли жить в деревянной избушке? (ханты летом кочуют и не могут взять с собой избушку, а чум можно быстро сложить и разобрать).

-Почему очаг каменный и для чего он нужен?

-Какая посуда используется у ханты для сбора ягод, грибов, хранения мяса оленины, что заменяем холодильник? (Специально построенные избушки - хранилища на высоких сваях, чтобы не подтапливало водой и чтобы медведь не разграбил продовольствие).

-Из чего и для чего вырублена лодка? (Длинная, узкая на одного человека. Очень удобная для ханты).

Экскурсовод показывает ловушку для рыбы, рассказывает о принципе её работы (в неё рыба входит, а обратно уже не может).

Воспитатель: как вы думаете, почему рыба не может выбраться из ловушки? Что ей мешает? Ловушка в какой-то степени является и холодильником. Благодаря ей рыба может долгое время оставаться свежей. Экскурсовод показывает, какими рыболовными снастями пользуются ханты, из чего их делают (кожа, дерево, кость).

Воспитатель: Как вы думаете, чем пользуются ханты для разведения огня? Какими действиями добывают огонь? (Показ принципа работы механической машинки по добыванию огня). Далее экскурсовод показывает, какими инструментами пользуются мужчины ханты в хозяйстве и для чего они предназначены (для охоты, оленей, ловли рыбы и т. д.).

Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать, используя эти инструменты? (Ответы - предположения детей).

Рассматривание лыж: из чего сделаны, почему такие широкие (удобны для передвижения по снегу, не проваливаются, зачем смазывают жиром (чтобы не замерзали). Дети активно участвуют в беседе, высказывают свои предположения. Какой транспорт в настоящее время активно используют ханты? («Буран», Это удобно для них или нет? В чём удобство? В чём неудобство?

В заключении рассматриваются одежда и игрушки, изготовленные руками Ханты. Кто занимается хозяйством в доме? Что делает женщина в жилище? (Готовит, шьёт одежду, собирает грибы, ухаживает за детьми).

Из чего шьют одежду себе ханты? (Из оленьей шкуры иголками из кости рыбы и животных). Чем отличается одежда взрослых от одежды детей? В чём сходство? Как вы думаете, украшения на одежде из бисера что-то означают или нет? (Это орнаменты ханты, каждый орнамент что-то обозначает. У ханты очень большое значение имеет поклонение духам (язычество) воды, леса, животным. Всё это они отражают в своей культуре (танцы, песни, легенды, обряды). Большим почётом пользуются шаманы (колдуны, знахари). Они изгоняют злых духов, лечат людей. Атрибут шамана - бубен. Игрушки для своих детей ханты также изготавливают сами — из дерева, бисера, тряпочек.

Воспитатель: Почему на куклах не рисовали лица? Как вы думаете, какие игрушки дороги детям - ханты: магазинные или изготовленные мамами и папами? А вам хотелось бы иметь куклы, игрушки, сделанные своими руками?

Экскурсовод подводит итог экскурсии. Дети и воспитатели прощаются, благодарят работников музея.

В дальнейшем проводится экскурсия на тему «Природный, животный и растительный мир Тюменской области».

В группе дети рисуют, лепят, изготавливают поделки из природного и бросового материала, изготавливают куклы.

В спортзале и на воздухе дети играют в игры народа ханты.

«Экскурсия в краеведческий музей»
Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край» Программное содержание: 1. Познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым, традициями; формирование интереса к краеведению.

Проект. Традиционная женская одежда народа ханты Проект:«Традиционная женская одежда народа ханты» Автор проекта:Тарлина Зоя Никоновна Руководители проекта:Тарлина Зоя Никоновна, Гареева.

Автор публикации:
«Экскурсия в краеведческий музей»
Опубликовано: 14 сентября 2014 в 09:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД