Анастасия Кубрякова
Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, выявлены условия, влияющие на успешную адаптацию младших дошкольников, показана роль кризиса трех лет в процессе адаптации ребенка в период перехода от раннего к дошкольному возрасту.
Публикация «Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду» размещена в разделах
Ключевые слова: адаптация, кризис трех лет, младший дошкольный возраст, педагогические условия, психолого-педагогическое сопровождение.
Актуальность проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада обусловлена решением первостепенной задачи дошкольного образования – сохранения и укрепления здоровья детей.
Адаптация представляет собой и процесс, и результат согласования психофизического самочувствия ребенка дошкольного возраста с окружающим его миром, приспособление к новой обстановке, атмосфере, детского сада, структуре взаимоотношений с педагогами и коллективом сверстников [2].
Младший дошкольный возраст (3-4 года) является важным периодом в развитии ребенка, так как у него появляются новые отношения со взрослыми и сверстниками, с предметным миром [2]. В связи с этим, адаптационный период в младшем дошкольном возрасте продолжается от семи до десяти дней. При этом большинство воспитанников испытывают состояние аффекта в первое время посещения детского сада.
Адаптация младших дошкольников включает индивидуальные реакции ребенка и зависит от его психологических, физиологических и личностных особенностей, семейного воспитания, условий, созданных педагогами детского сада.
Процесс успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации, по мнению С. А. Авдеевой, зависит от реализации следующих условий:
1)учета возрастных, индивидуальных особенностей;
2)учета состояния психического и физического здоровья;
3)принятия во внимание поведенческих реакций воспитанника в период переживания им кризиса трех лет;
4)психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника [1].
Ребенку младшего дошкольного возраста крайне сложно управлять своим поведением, так как в этот период у него только начинается формироваться самооценка, осознание своей роли в детском коллективе.
Успешность процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста проявляется в поведенческих реакциях и продолжительности адаптационного периода. М. Л. Соболева выделяет основные факторы поведенческой адаптации младшего школьника :
психоэмоциональное состояние;
социальные контакты;
режим дня [4].
Младший дошкольник испытывает влияние «кризиса трех лет», который возникает в период перехода от раннего к дошкольному и отличается резкой кардинальной перестройкой сложившихся мотивов поведения и формированием новообразований в личности ребенка, переходом к новому типу отношений со взрослыми и сверстниками [3].
Кризис трех лет оказывает непосредственное влияние на процесс адаптации младшего дошкольника к детскому саду. Нервные процессы ребенка отличаются быстрой истощаемостью, они испытывают эмоциональное перенапряжение, что приводит к проявлению в его поведении смены настроения, повышенной раздражительности, плаксивости, быстрой утомляемости, психомоторного перевозбуждения.
Испытывая влияние кризиса трех лет, в процессе адаптации к детскому саду, младший дошкольник проявляет упорство и негативизм, которые направлены, главным образом, на близких ему людей. И. Ф. Валиулина отмечает, что данная форма поведения бывает редко адресована к «чужим» взрослым и сверстникам. Ребенок младшего дошкольного возраста бессознательно рассчитывает на то, что в адаптационный период упорство и «испытание» близких не способно принести ему серьезного «ущерба» [2].
Переживание кризиса трех лет обостряет сензитивность младшего дошкольника к адаптационному процессу, ребенку сложно обучиться навыкам позитивного общения, умению использовать формы обособления себя от окружающих, сформировать в своем сознании позиции «Я сам» [3].
В связи с этим, для успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, педагогам дошкольной образовательной организации целесообразно:
поощрять проявления активности, инициативы и творчества воспитанников;
использовать потенциал игровых технологий;
формировать доброжелательную атмосферу в группе.
На адаптацию младших дошкольников влияет процесс воспитания. Воспитание представляет собой двухсторонней процесс, предполагающий целенаправленную деятельность педагога и деятельность воспитанника, воздействие, взаимовлияние друг на друга, сотрудничество [3]. Воспитание в условиях детского сада с целью успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста являет собой организацию целенаправленной деятельности, направленной на всестороннее развитие личности ребенка посредством психолого-педагогического сопровождения на основе становления у него ценностно-мотивационных и поведенческих установок [3].
Психолого-педагогическое сопровождение процесса успешной адаптации младших дошкольников к детскому саду предполагает :
1. Организацию работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
2. Оптимальную организацию педагогической деятельности посредством формирования у ребенка положительного отношения к окружающей действительности, доверительных отношений со взрослым.
3. Создание благоприятного психологического климата в группе.
4. Взаимодействие с родителями воспитанников в данном вопросе [4].
Таким образом, в условиях современного дошкольного образования проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду актуальна. На успешную адаптацию младшего школьного возраста оказывает существенное влияние кризис трех лет, в ходе которого у ребенка наблюдаются поведенческие и психоэмоциональные состояния: смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость, психомоторное перевозбуждение. Процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период предполагает целенаправленную деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, включающей психолого-педагогическое сопровождение ребенка на основе становления у него ценностно-мотивационных и поведенческих установок.
Список литературы
1. Авдеева С. А. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. – М. : Юрайт, 2015. – 211 с.
2. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации ребенка к детскому саду // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 474-477.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова – М. : ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 2006. – 525 с.
4. Соболева М. Л. Кризис трех лет: психофизические особенности ребенка // Дошкольное образование. – 2018. - №10. – С. 99-102.