Папки-передвижки

Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

Анастасия Кубрякова
Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

Статья на тему: «Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду»

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, выявлены условия, влияющие на успешную адаптацию младших дошкольников, показана роль кризиса трех лет в процессе адаптации ребенка в период перехода от раннего к дошкольному возрасту.

Публикация «Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду» размещена в разделах

Ключевые слова: адаптация, кризис трех лет, младший дошкольный возраст, педагогические условия, психолого-педагогическое сопровождение.

Актуальность проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада обусловлена решением первостепенной задачи дошкольного образования – сохранения и укрепления здоровья детей.

Адаптация представляет собой и процесс, и результат согласования психофизического самочувствия ребенка дошкольного возраста с окружающим его миром, приспособление к новой обстановке, атмосфере, детского сада, структуре взаимоотношений с педагогами и коллективом сверстников [2].

Младший дошкольный возраст (3-4 года) является важным периодом в развитии ребенка, так как у него появляются новые отношения со взрослыми и сверстниками, с предметным миром [2]. В связи с этим, адаптационный период в младшем дошкольном возрасте продолжается от семи до десяти дней. При этом большинство воспитанников испытывают состояние аффекта в первое время посещения детского сада.

Адаптация младших дошкольников включает индивидуальные реакции ребенка и зависит от его психологических, физиологических и личностных особенностей, семейного воспитания, условий, созданных педагогами детского сада.

Процесс успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации, по мнению С. А. Авдеевой, зависит от реализации следующих условий:

1)учета возрастных, индивидуальных особенностей;

2)учета состояния психического и физического здоровья;

3)принятия во внимание поведенческих реакций воспитанника в период переживания им кризиса трех лет;

4)психолого-педагогического сопровождения младшего дошкольника [1].

Ребенку младшего дошкольного возраста крайне сложно управлять своим поведением, так как в этот период у него только начинается формироваться самооценка, осознание своей роли в детском коллективе.

Успешность процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста проявляется в поведенческих реакциях и продолжительности адаптационного периода. М. Л. Соболева выделяет основные факторы поведенческой адаптации младшего школьника :

психоэмоциональное состояние;

социальные контакты;

режим дня [4].

Младший дошкольник испытывает влияние «кризиса трех лет», который возникает в период перехода от раннего к дошкольному и отличается резкой кардинальной перестройкой сложившихся мотивов поведения и формированием новообразований в личности ребенка, переходом к новому типу отношений со взрослыми и сверстниками [3].

Кризис трех лет оказывает непосредственное влияние на процесс адаптации младшего дошкольника к детскому саду. Нервные процессы ребенка отличаются быстрой истощаемостью, они испытывают эмоциональное перенапряжение, что приводит к проявлению в его поведении смены настроения, повышенной раздражительности, плаксивости, быстрой утомляемости, психомоторного перевозбуждения.

Испытывая влияние кризиса трех лет, в процессе адаптации к детскому саду, младший дошкольник проявляет упорство и негативизм, которые направлены, главным образом, на близких ему людей. И. Ф. Валиулина отмечает, что данная форма поведения бывает редко адресована к «чужим» взрослым и сверстникам. Ребенок младшего дошкольного возраста бессознательно рассчитывает на то, что в адаптационный период упорство и «испытание» близких не способно принести ему серьезного «ущерба» [2].

Переживание кризиса трех лет обостряет сензитивность младшего дошкольника к адаптационному процессу, ребенку сложно обучиться навыкам позитивного общения, умению использовать формы обособления себя от окружающих, сформировать в своем сознании позиции «Я сам» [3].

В связи с этим, для успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, педагогам дошкольной образовательной организации целесообразно:

поощрять проявления активности, инициативы и творчества воспитанников;

использовать потенциал игровых технологий;

формировать доброжелательную атмосферу в группе.

На адаптацию младших дошкольников влияет процесс воспитания. Воспитание представляет собой двухсторонней процесс, предполагающий целенаправленную деятельность педагога и деятельность воспитанника, воздействие, взаимовлияние друг на друга, сотрудничество [3]. Воспитание в условиях детского сада с целью успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста являет собой организацию целенаправленной деятельности, направленной на всестороннее развитие личности ребенка посредством психолого-педагогического сопровождения на основе становления у него ценностно-мотивационных и поведенческих установок [3].

Психолого-педагогическое сопровождение процесса успешной адаптации младших дошкольников к детскому саду предполагает :

1. Организацию работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2. Оптимальную организацию педагогической деятельности посредством формирования у ребенка положительного отношения к окружающей действительности, доверительных отношений со взрослым.

3. Создание благоприятного психологического климата в группе.

4. Взаимодействие с родителями воспитанников в данном вопросе [4].

Таким образом, в условиях современного дошкольного образования проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду актуальна. На успешную адаптацию младшего школьного возраста оказывает существенное влияние кризис трех лет, в ходе которого у ребенка наблюдаются поведенческие и психоэмоциональные состояния: смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость, психомоторное перевозбуждение. Процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период предполагает целенаправленную деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, включающей психолого-педагогическое сопровождение ребенка на основе становления у него ценностно-мотивационных и поведенческих установок.

Список литературы

1. Авдеева С. А. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. – М. : Юрайт, 2015. – 211 с.

2. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации ребенка к детскому саду // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 474-477. 

3. Выготский Л. С.  Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова – М. : ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 2006. – 525 с.

4. Соболева М. Л. Кризис трех лет: психофизические особенности ребенка // Дошкольное образование. – 2018. - №10. – С. 99-102.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду»Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду» Адаптация– это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 21:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД