Папки-передвижки

Дидактические игры в этнокультурном воспитании дошкольников

Татьяна Кольцова
Дидактические игры в этнокультурном воспитании дошкольников

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы,

ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память,

честность и внимание, трудолюбие и воображение,

интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность,

язык и реактивность —словом, все,

что составляет богатство человеческой личности.

И. Хейзинга

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Публикация «Дидактические игры в этнокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть отдельные компоненты в уголках, организованных в групповой комнате: папки с национальными костюмами и традиционными узорами мордвы, татар и русских, народные куклы в национальных костюмах, художественная литература, образцы росписи, бытовые предметы, альбомы с фотографиями города, села, природы, животным миром, растениями и др.

Учитывая особенности детского возраста, важным средством этнокультурного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Целесообразность использования дидактических игр при приобщении детей дошкольного возраста к культуре разных народов, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, в игровых действиях проявляют свое отношение к этим элементам. Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку, ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы. Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой разных народов.

Система дидактических игр этнокультурного содержания, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти. Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога. К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:

• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство народов Мордовии, Поволжья, а именно, традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь.

• Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.

• Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.

• При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех).

Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.

Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр, к самодельным играм дети относятся более бережно и охотно участвуют в ролевых играх.

Я предлагаю вашему вниманию дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.

«Найди названный предмет»

Дидактическая задача : побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

«Путешествуем по сказкам»

Дидактическая задача : закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках, воспитывать желание быть похожими на них.

Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Ведявы) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.

Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Ведява, фишки.

«Чей орнамент?»

Дидактическая задача : назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

«Кто знает больше "волшебных"слов по …»

Дидактическая задача : закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. (сюкпря, инеськеть, шумбрачи и др., воспитывать культуру общения.

Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по русски, второй – по эрзянски и т. д.

«Магазин одежды»

Дидактическая задача : учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (панго, пулай, икельце паця, кемть и т. д.) и цветовой окраске;

воспитывать интерес к народной культуре.

Игровые действия: дети покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей продавцов подобрать им остальные детали национального костюма.

Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.

«Угадай и расскажи»

Дидактические задачи : закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно - прикладного искусства; закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии; развивать эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают. Игрушка какого промысла изображена. Поощряется если ребенок может доказать правильность своего ответа.

«Собери восьмиконечную звезду»

Дидактические задачи : закреплять умение детей составлять восьмиконечную звезду способом аппликации по мотивам мордовского орнамента; поддерживать интерес к народной культуре.

Материал: элементы восьмиконечной звезды из бумаги (картона).

Игровые правила: дети должны собрать восьмиконечную звезду, используяданные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил восьмиконечную звезду.

«Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача : закрепить и расширить знания детей о разных народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством приобщения детей к национальным традициям. Играя в эти игры, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами, стараются узнать больше о своей культуре, сравнивают, чем одни народы похожи друг на друга, чем отличаются. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания: играют в народные игры; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать, украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают. У детей формируются толерантные отношения, положительные представления и отзывы о других людях. И хочется надеяться, что в будущем эти представления, отзывчивость, так и останутся у них на всю жизнь.

Литература

1. Дидактические игры этнокультурного содержания/Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. – Ульяновск, 2008. – 50 с.

2. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.

3. Котлякова, Т. А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников : метод. пос. / Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.

4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Публикации по теме:

«Чтобы занятия были интересными». Дидактические игры для дошкольников«Чтобы занятия были интересными». Дидактические игры для дошкольников Каждый педагог стремится сделать занятия занимательными и интересными. А чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительностьДидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность «А если бы…»Дидактическая задача. Воспитывать сообразительность,.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольниковДидактические игры на интерактивной доске для старших дошкольников Сегодня я хочу рассказать вам, как мы используем интерактивное оборудование в повседневной жизни ребенка. Прогресс не стоит на месте.

Дидактические игры для дошкольников Дидактические игры, на умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения, понимать юмор. «Кто больше заметит.

Дидактические игры по ФЭМП своими руками для дошкольниковДидактические игры по ФЭМП своими руками для дошкольников 18 июля. Смотр математических игр на МААМУважаемые коллеги, вашему вниманию представляю игры по формированию элементарных математических.

Дидактические игры по знакомству дошкольников с основами цветоведенияДидактические игры по знакомству дошкольников с основами цветоведения Восприятие цвета не дается человеку с рождения. Новорожденный ребенок видит мир черно-белым. Дети младшего дошкольного возраста видят все.

Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольниковТактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры в этнокультурном воспитании дошкольников
Опубликовано: 20 августа 2020 в 06:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД