Марина Балясова
Статья для коллег «Как формировать основы музыкальной культуры на просмотре цикла музыкальных мультфильмов»
▼ Скачать + Заказать документы
(дошкольный и младший школьный возраст детей)
Известно: дошкольники, слушая музыку в музыкальных мультипликационных фильмах, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от художественных и музыкальных предпочтений педагогов зависит успешность формирования музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественно-музыкальному уровню репертуаре. «Низкий» уровень выбранного репертуара при положительном отношении взрослого дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Опыт восприятия произведений в мультипликации «разных эпох и стилей» (Б. В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная работа в этом направлении в дошкольных и школьных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создает условия для самовыражения на основе про чувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.
Публикация «Статья для коллег „Как формировать основы музыкальной культуры на просмотре цикла музыкальных мультфильмов“» размещена в разделах
Программа «Цикл просмотра музыкальных мультфильмов» ценна именно тем, что способна формировать основы музыкальной культуры. Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и еще интересующие младших школьников, включенные в мультфильмы, сгруппированы по трем темам: «Русская музыка». «Музыкальные инструменты», «Мир композитора»,- раскрывающим содержание музыки с помощью искусства мультипликации, её связь с жизнью (принцип тематизма).
В каждой возрастной группе темы изучаются на вновь подобранном мультфильме (учитываются возрастные особенности). К примеру. из темы «Мир композитора», от 3 до 8 лет, можно использовать для знакомства с творчеством композитора М. П. Мусорского мультфильм к произведениям «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», мультфильм с аналогичным названием - «Картинки с выставки». Дети очень внимательно смотрят зрительные образы, слушают одновременно музыку, что позволяет более глубоко прочувствовать и воспринять музыкальное произведение, лучшие образцы музыкального классического искусства. Или для изучения творчества Эдварда Грига можно посмотреть мультфильм «В пещере горного короля». Он познакомит ребят с композицией из сюиты композитора с аналогичным названием.
Между тем для детей постарше можно взять видеоролик –микс «Времена года» -зима, январь. Или «Времена года» -апрель. Подснежник.
Здесь восприятие детьми музыкального материала тоже происходит по средствам слушанья музыки и восприятия ярких зрительных образов по настроению совпадающих с характером музыкального произведения.
Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям (принцип контрастных сопоставлений).
Программу «Цикл просмотра музыкальных мультфильмов» хорошо включать в основную программу ДОУ в конце учебного года, когда дети уже подустали от подготовок к различным мероприятиям. А так -же можно в летний период детского отдыха от прохождения основной программы по музыке.
Фрагменты из мультфильма "О попе и работнике его Балде"
Раздел программы "Русская музыка и "Музыкальные инструменты".