Папки-передвижки

Онтогенез игры детей дошкольного возраста

Коробкова Элина Таировна
Онтогенез игры детей дошкольного возраста

Статья для педагогов дошкольного образования тема : "Онтогенез детской игры"

В современном мире не для кого не является секретом, что игра – является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Публикация «Онтогенез игры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра сопутствует развитию ребенка на протяжении длительного периода, при этом несколько раз меняя свое место в иерархии различных видов деятельности и проходя ряд последовательных этапов своего развития. Рассмотрим основные траектории онтогенеза детской игры.

Развитие ребенка на первом году жизни создает необходимые условия для возникновения манипулятивных действий, которые многие исследователи рассматривают в качестве генетически исходной формы игры. Манипулятивные действия возникают в результате развития сосредоточения, слежения, ощупывания, т. е. целостного развития координированных движений, согласующихся со слухом, зрением, тактильной чувствительностью. В связи с формированием хватательных движений и самостоятельного передвижения в пространстве (начиная примерно с возраста пяти месяцев) сфера ориентировочно исследовательской активности ребенка расширяется. Одновременно меняется характер общения с близким взрослым, и социальная ситуация развития в целом. Таким образом, основными источниками развития предметно-манипулятивной деятельности на первом году жизни ребенка являются сенсорное, моторное развитие и развитие общения.

Самые простые игры с маленьким ребенком направлены на развитие именно этих сфер психики. Это, прежде всего, игры на сенсорное развитие, развивающие целенаправленное восприятие цвета и формы предметов, формирующие сенсорные эталоны, способствующие развитию наглядно действенного мышления. Такие манипуляционные игры нуждаются в руководстве взрослого, который является незаменимым партнером и наставником. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребенок сможет не только открывать общественно-историческое содержание предметов, но и научится «играть» с ними. Исследования Ф. И. Фрадкиной, направленные на изучение игр детей от года до трех лет, показали, что ребенок самостоятельно действует только с теми предметами, которые употреблялись в совместной деятельности со взрослым. Для маленького ребенка важно действовать определенным образом с той самой игрушкой, с которой перед этим играл взрослый.

Предметно-манипулятивная игра в раннем возрасте характеризуется следующими особенностями:

• происходит постепенное расширение действий, усвоенных в совместной деятельности со взрослыми;

• игра часто побуждается новизной предметов и поддерживается влиянием новых качеств предметов;

ребенок совершает различные манипуляции с предметом: рассматривает, прислушивается к звукам, познает внутреннее устройство и т. д. ;

• в игровых действиях ребенка с предметами присутствует как операциональная, так и культурно-познавательная сторона – знакомство с объективными свойствами и культурными значениями предметов.

Таким образом, развитие игры в раннем возрасте происходит по трем направлениям: линии освоения предметов, линии освоения взрослого через предметы и осознания себя в действиях с предметами. Развитие предметных действий при водит к формированию (с помощью взрослого) двух типов переноса: перенос действия с предметом на другой предмет или ситуацию (например, ребенок освоил ложку и начинает «кормить» кукол, мишек, маму и т. д.) и перенос значения предмета на другой предмет, схожий с образцом (ребенок начинает использовать предмет-заместитель, например, вместо ложки использует палочку или карандаш). После того как появилось действие с предметом-заместителем, появляется воображаемое состояние («Мишка хочет есть») и воображаемая ситуация («мы сварим Мишке кашу»).

Следующий этап развития игровой деятельности связан с принятием ребенком на себя роли. Происходит это примерно к концу раннего детства. Если первоначально ребенок осознает себя выполняющим действие («Марина кормит Мишку», а "Даша качает куклу Машу", то в дальнейшем он становится способен называть себя именем другого человека или персонажа, видеть себя в новой роли. Подчеркнем особо: происходит это только под влиянием взрослого! Сравнение ребенком своих действий с действиями взрослого открывает для него новый мир и готовит почву для возникновения собственно сюжетно - ролевой игры с принятием ролей, мнимой ситуацией и правилами.

В. Хэйт в исследовании, посвященном ретроспективным воспоминаниям взрослых об их детских играх, подтвердила значимость для ребенка людей, которые часто играли с ним. А. Милн, например, за свое воображение, породившее образ сказочного леса со всеми его знаменитыми обитателями, благодарит поощрявших его детские игры родителей. А Вивиан Голланд вспоминает, что ее отец Оскар Уайльд был великолепным игровым партнером: он ползал на четвереньках и изображал разных животных.

Таким образом, дальнейшее развитие игры у ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста обусловлено развивающимися социальными контактами, более глубоким пониманием чувств и мнений других людей, а также качеством и степенью эмоциональной связи со значимым взрослым.

Дальнейшее проникновение в мир взрослых, уже в начале дошкольного детства, приводит к тому, что дети все чаще начинают играть «во взрослого», осваивая при этом все новые стороны социальной действительности, постигая опыт социальных отношений, применяя правила взаимодействия и поведения. Моделируя деятельность взрослых в игре, дошкольник тем самым расширяет сферу своих возможностей до бесконечности: он может «лечить людей», «летать в космос», быть супергероем, принцессой и т. д.

В основе ролевой игры лежит ситуация «как будто», некоторая условность. Способность принять эту условную ситуацию, переименовать предметы и действовать с ними на основе переименования характеризует более высокий уровень психического развития ребенка, его переход на новый возрастной этап, движущей силой которого является новый вид деятельности – сюжетно - ролевая игра.

С опорой на многочисленные исследования (Е. А. Аркина, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, П. А. Рудика и др.) перечислим следующие закономерности онтогенеза игровой деятельности:

1. Развитие предметных действий: от использования реальных предметов к действиям с их заместителями.

2. Развитие игрового сюжета: от бессюжетных игр – к сюжетным, от процессуальности – к сюжетности.

3. Развитие игровых отношений: переход от малых и не устойчивых групп к более многочисленным и устойчивым, от игры «по - своему» к согласованным действиям.

4. Изменение характера роли: от обобщенного характера ко все более индивидуальным чертам. Мотивом принятия роли в младшем возрасте являются привлекательные предметные действия, в среднем – сама роль, в старшем дошкольном – стремление правдиво выполнить роль.

Список используемой литературы

1. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С. А., Куликовой Т. А. – М. : Академия, 2009. – 416 с.

2. Зварыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М. : Просвещение, 1988. – 189 с.

3. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 223 с.

4. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М. : Просвещение, 1990. – 146 с.

Публикации по теме:

Игры на липучках для детей дошкольного возрастаИгры на липучках для детей дошкольного возраста Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках, в которые с большим удовольствием.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Пасхальные игры для детей дошкольного возрастаПасхальные игры для детей дошкольного возраста ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПасха, торжество Светлого Воскресенья, не имеет определённого дня празднования. Его днём считается.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Онтогенез игры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2025 в 22:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Онтогенез игры детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Коробкова Элина Таировна (УИ 1441795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных