Папки-передвижки

Формирование гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

Арзамаскова Ника Ивановна
Формирование гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

Н. И. Просвирнина

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Данная статья посвящена проблеме воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами

народной педагогики. Излагаются взгляды различных педагогов,

на проблему воспитания гуманных чувств.

Публикация «Формирование гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики» размещена в разделах

Ключевые слова: методы, гуманность, исследование,

народная педагогика, традиции.

Одной из актуальных проблем современного общества является воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, создания условий для целостного развития ребенка. Общество все больше зависит от человечности, гуманности в отношениях между людьми. Одним из путей решения данной проблемы является совершенствование процесса воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство является важнейшим периодом, когда ребенок формируется как личность, знакомиться с окружающим миром, учиться понимать добро и зло, устанавливает положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Наиболее сильным и действенным средством воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста являются традиции и обычаи народа. Народ обладает удивительной педагогической интуицией, богатым веками накопленным опытом. Народная педагогика из поколения в поколение передает самое лучшее наследие народа, его традиции, знания, умения, навыки.

В эпоху Возрождения и Нового времени гуманность связывалась с научными знаниями о человеколюбии, с идеями свободы и добра. Совокупность норм и правил, создание развивающей среды помогало регулировать отношения людей в обществе.

В XIX - XX веках меняется содержание гуманного воспитания, на первый план выходит идея самостоятельности человека. Такие направления как педоцентризм, свободное воспитание создают все условия для приобретения человеком настоящей духовной свободы, которое может выражаться в творчестве, искусстве.

А. Маслоу, К. Роджерс считали, что только переживание, сочувствие является стимулом к совершению гуманных, нравственных поступков и тогда поступок приобретает для ребенка личностную значимость, так как ребенок уже может принять и понять переживания окружающих.

В психолого-педагогических исследованиях А. А. Волкогонова, С. Л. Рубинштейна, В. А. Петровского, В. В. Абраменковой проблеме воспитания гуманных чувств посвящено ряд исследований. А. А. Волкогонов, С. Л. Рубинштейн являются сторонниками коллективистского подхода, а В. В. Абраменкова, В. А. Петровский деятельностного.

Объектом исследования стало – воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста воспитание гуманных чувств средствами народной педагогики будет проходить успешно, если:

– будет, сформирована мотивация, способствующая, воспитанию гуманных чувств;

–будет разработана технология использования средств народной педагогики при воспитании гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования явились работы ведущих отечественных педагогов и психологов по проблеме воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста : Л. И. Божович [10], Л. С. Выготский [18], А. В. Запорожец [19], Р. С. Буре [11], Т. С. Комарова [29], В. Г. Нечаева [39], В. А. Сухомлинский [47], Г. А. Урунтаева[49], А. П. Усова [50], К. Д. Ушинский [51], П. М. Якобсон [58].

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

– изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать особенности воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

– рассмотреть использование средств народной педагогики в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;

– провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.

Нами были определены критерии показатели сформированности гуманных чувству детей старшего дошкольного возраста. К ним были отнесены:

– представления, знания детей о гуманных чувствах и особенностях их проявления (добре, сочувствие, отзывчивости, заботе и т. д.);

– способность детей к проявлению гуманных чувств, понимание важности быть гуманными;

– умение быть гуманными, руководствоваться нормами гуманного поведения в различных ситуациях, проявление гуманных чувств по отношению друг к другу, к окружающим людям.

Определяя уровень сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста по каждому из критериев были использованы следующие методики: беседа, методика «Закончи историю» (Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой, методика «Сюжетные картинки» (Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой, методика по выявлению способности к проявлению нравственных чувств посредством русской народной сказки (модифицированный вариант Е. О. Смирновой).

Всего в эксперименте учувствовало 22 ребенка. Результаты проведенного эксперимента указанны в таблице:

Методики Уровни развития гуманных чувств у детей

Низкий Средний Высокий

абс. % абс. % абс. %

Методика этическая беседа 7 31,8 12 54,6 3 13,6

Методика «Сюжетные картинки» 6 27,3 14 63,6 2 9,1

Методика Е. О. Смирновой 7 31,8 11 50,0 4 18,2

Методика «Закончи историю» 9 40,9 10 45,4 3 13,6

Средний показатель 32,9 53,4 13,7

Итак, у детей старшего дошкольного возраста гуманные чувства сформированы на разном уровне, но наибольшее число детей имеют средний и низкий уровень. Это проявляется в том, что дети не всегда внимательны, доброжелательны, часто соревнуются и конфликтуют друг с другом. Недостаточный уровень сформированности гуманных чувств у старших дошкольников послужил поводом для проведения опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманных чувств у детей.

Результаты проведенного диагностического исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности гуманных чувств.

В ходе формирующего эксперимента была реализована программа, направленная на воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики.

Особенностью проведенных занятий состоял из интеграции задач образовательного и гуманистического воспитания. Воспитание гуманных чувств проводилось системно и познавательно, как во время образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей, а также во время совместной работы педагогов с детьми и родителями. Педагогическим условием реализации данной программы являлось последовательное формирование у детей знаний о гуманных чувствах, интереса и желания проявлять гуманные чувства по отношению к окружающим в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Была проведена беседа с детьми о доброте и добрых делах, прочитаны загадки, пословицы, сказки, проведены дидактические игры и упражнения «Подбери вежливые слова», «Оцени поступок», «Комплементы», «Угадай героя сказки», дети помещали на «ступеньки доброты» положительных и отрицательных героев сказок.

Положительное влияние на воспитание гуманных чувств у детей оказывает специально организованная нравственно-эстетическая среда в группе. Для этого вместе с детьми были созданы выставки «Русский фольклор», «Русские народные инструменты», «Народные промыслы», где были представлены, книги разных жанров, музыкальные инструменты, предметы русского быта, дымковская игрушка, тарелочки с хохломской росписью. Дети испытывали радость, восхищение, восторг, от того что могли рассмотреть, подержать в руках красивые книги, музыкальные инструменты, расписные игрушки. Такие положительные эмоции являются также составляющей частью процесса воспитания гуманных чувств у детей.

Для оценки эффективности осуществления примерной программы интегрированных занятий по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики был проведен контрольный эксперимент, в котором применялись диагностические методики констатирующего эксперимента, представленные в первом параграфе, включающие определенные усложнения по содержанию.

В результате проведенного контрольного эксперимента были получены данные об уровне сформированности гуманных чувств. Результаты анализа данных представлены в таблице:

Методики Уровни развития гуманных чувств у детей

Низкий Средний Высокий

абс. % абс. % абс. %

Методика этическая беседа - - 4 18,1 18 81,9

Методика «Сюжетные картинки» - - 6 27,3 16 72,7

Методика Е. О. Смирновой 2 9,1 7 31,8 13 59,1

Методика «Закончи историю» 1 4,5 6 27,3 15 68,2

Средний показатель 3,4 26,2 70,4

В таблице видно, что уровень сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста после проведения программы интегрированных занятий по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики заметно повысился.

Согласно результатам контрольного исследования, большая часть детей старшего дошкольного возраста имеет высокий и средний уровень сформированности гуманных чувств, низкий уровень имеют всего несколько детей. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что занятия, организованные в соответствии с разработанной программой, оказали положительное влияние на воспитание гуманных чувств у детей.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
Опубликовано: 13 мая 2020 в 22:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД