Лаззат Еденбаева
Формирование ориентировочно-исследовательских действий у детей раннего возраста с предметами посредством игровых заданий
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование ориентировочно-исследовательских действий у детей раннего возраста с предметами через игровые задания»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.
Публикация «Формирование ориентировочно-исследовательских действий у детей раннего возраста с предметами посредством игровых заданий» размещена в разделах
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи :
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- углублять представления о живой и неживой природе;
- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:
Во–первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.
Например: открыть коробку и достать спрятанную игрушку или волшебный мешочек опустить руку и взять один предмет, на ощупь отгадать, что нашли.
Задача. Поддерживать любопытство группы. (Что же найдет следующий? Что он достанет)
Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет из мешочка, то предлагаю просто вытащить предмет, чтобы все могли его рассмотреть и даем возможность детям подержать ее в руках. В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.
Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными.
Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.
Третий признак объекта вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.
Сейчас хочу обратить внимание на объекты и материалы которые должны быть в арсенале педагога.
«Коробочка с секретом»
В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные неизвестные способы открывание выдвигающегося короба, открывающиеся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из - под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.
Внутри коробочки должен находится какой-нибудь предмет. Что привлечет внимание малыша, и вызовет у него желание открыть коробочку, извлечь «секрет», наша задача стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачку. В том случае, если ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее, чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку.
«Игрушки с сюрпризом»
В настоящее время в продаже имеются достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз-выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутятся колесики. Мы имеем в виду всякого рода звучащие игрушки (пульты, детские музыкальные центры, игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам).
Действия с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них активность.
«Мягкие игрушки»
Для совсем маленьких детей можно предложить мягкие игрушки с наполнителями, внутри таких игрушек могут быть шарики, поролон, магниты, различные пищалки, устройства издающие звуки.
Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства: плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену и рисовать его; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри.
Теперь хочу представить несколько опытов, которые дети путем обследования познают окружающий мир.
Опыт «Почему осенью бывает грязно?»
Чтобы ребенок догадался почему осенью бывает грязно. Для проведения опыта готовим пульверизатор или миску с водой и чашку с землей. В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Дать детям пощупать руками образовавшуюся грязь и поэтому после дождя обычно на улице грязно.
Следующий опыт. «Где живут горошины?»
Материал: стручки, подносы.
Ход опыта. Показать горошины и спросить детей знают ли они, где их домики. Разобрать стручок и отыскать в нем горошины.
Вывод. Горошины живут внутри стручка.
Следующий опыт. «Почему осенью много луж?»
Материал. Чашка с землей, чашка с водой.
Ход опыта. Небольшими порциями наливать воду в чашку с землей.
Вывод. Осенью много луж, потому, что выпадает много дождей.
Таким образом, можно отметить, что непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждая у детей любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формируется познавательная активность воспитанников. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Литература:
1. Баранова. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома – Ярославль: Академия развития, 2009.
2. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004
4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2004.
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005