Юлия Савинова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.
Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД» размещена в разделах
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасности жизни должно стать осознанной необходимостью.
Именно поэтому перед нами стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге. Для этого необходимо:
1. изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;
2. уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой коллективом детского сада, с детьми и их родителями;
3. выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных;
4. сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, воспитателей – педагогов, родителей и детей.
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Свою работу начали с создания предметно-развивающей среды в группах, которую мы обогатили следующими игровыми и дидактическими материалами:
- иллюстративный и демонстрационный материал (фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки, светофоры, транспортные игрушки)
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезлы, свистки, фуражки милиционера, флажки для перехода улицы, дома и др.,
- дорожные знаки: нагрудные и переносные ("Пешеходный переход", "Движение пешехода запрещено", "Круговое движение", "Остановка автобуса", "Осторожно – дети", Движение направо (налево)",
- раздаточный материал по темам,
- в библиотеке есть детская художественная литература;
- изготовлены макеты и схемы дорог, перекрестков, улиц города,
В группе представлены дидактические, настольные игры (например, «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода» и др.).
Образовательная деятельность по данной теме реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми
2. взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
1. Транспорт.
2. Улица.
3. Движение транспорта и пешеходов
4. Светофор
5. Дорожные знаки
6. Правила поведения в транспорте.
7. Велосипед, самокат.
8. Мы соблюдаем правила дорожного движения
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («Светофория», «Транспорт», «Академия пешеходных наук»). Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, Зебруша приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей. Особенно детям нравиться просмотры мультимедийных презентаций, в ходе которых они знакомятся с «дорожной азбукой и закрепляют полученные навыки через разнообразные задания.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии.
Для закрепления знаний используются разнообразные методы и приемы работы:
1. беседы: «Осторожно дорога», «Внимание переходим дорогу», «Игры во дворе», «Правила поведения в транспорте», «Правила езды на велосипеде, роликах».
2. продуктивная деятельность: макет - «Мой город», аппликация- «Светофор», «Мы едем, едем, едем….», рисование- «Моя улица», «Придумай свой дорожный знак», «Автогородок», «Транспорт».
3. экскурсии, целевые прогулки. Были проведены экскурсии и пешие прогулки по ближайшим улицам (Ефремова, Коминтерна, Исполкома, Культуры).
4. наблюдения,
5. чтение художественной литературы,
6. инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
7. Игровая деятельность:
- дидактические игры «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода», «Чья машина быстрей доберется до цели», атрибуты для ролевых игр, дорожные знаки, макеты (например, «Наша улица», «Светофор», «Перекресток» и др., которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
- Сюжетно-ролевая игра «Автошкола», «Автобус»
На втором этапе проводили работу с родителями по следующим направлениям:
-информационно-просветительская работа. Проводились беседы, лекции, консультации, родительские собрания. Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортные происшествия с участием детей, приводили конкретные примеры. В родительских уголках представлены фотовыставки, выставки детских рисунков, выставки методической и детской литературы.
- практическая работа, в ходе, который давались рекомендации, советы, проводились семинары - практикумы, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов, дидактических пособий.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
изготовление стендов с наглядной информацией;
заочные и очные консультации;
участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
выпуск буклетов;
тематические родительские собрания;
семейные конкурсы;
анкетирование;
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов.
Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах безопасности.