МААМ-картинки

Игрушка как мотивационная составляющая речевого высказывания ребёнка

татьяна солдатова
Игрушка как мотивационная составляющая речевого высказывания ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Игрушка – как мотивационная составляющая речевого высказывания ребёнка.

Солдатова Татьяна Николаевна

учитель-логопед МАДОУ детский сад № 56

г. о. Самара

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности.

Публикация «Игрушка как мотивационная составляющая речевого высказывания ребёнка» размещена в разделах

Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Основная задача данного направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общение друг с другом.

Неблагоприятные обстоятельства могут блокировать речевую активность детей.

Дети, имеющие недоразвитие речи, малоактивны, не сопровождают словесным сопровождением различные ситуации, редко обращаются с вопросами к взрослым.

По мнению Л. А. Волковой, для формирования качественной речи у каждого ребёнка без перегрузок и оптимальными средствами нужно знать и учитывать следующее: не всё, что взрослые считают важным, с удовольствием принимается, и обсуждаются детьми.

Ребёнок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно.

Если дети отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная взрослыми тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга.

Типовая ошибка педагогов заключается в желании привлечь внимание ребёнка только при помощи повышенного голоса и замечаний о плохом поведении.

Необходимо искать способы заинтересовать ребёнка, а не пытаться силой заставить себя слушать. Он может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к диалогу или обсуждению.

Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.

Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом удовлетворены такой «самобеседой».

Можно сказать, что детям нравиться, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего - то интересного.

Дети не любят:

- описание картин,

- призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам,

- рассказы о достопримечательностях, художниках или писателях,

Чтобы создать благоприятные условия для речевого развития, и в нужном направлении, нужно не только изучить индивидуальность ребёнка, но и провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.

Для этого нужно чаще вовлекать детей в игры: сюжетно-ролевые, речевые, дидактические, различные инсценировки. В любой игре ребёнок применяет речь, что способствует развитию диалогической, монологической речи, возникает интерес к общению, в принципе.

В ходе коррекционного воздействия необходим комплекс игровых приёмов, повышающих мотивацию к речевому общению детей и направленных на:

- актуализацию уже сложившихся у детей ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей, и появление новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекцию дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего негативного отношения ребёнка к речевому общению.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Как известно, мотив, с точки зрения психологии речи, является первым звеном порождения речевого высказывания. Мотив — это потребность выразить в речевом высказывании определенное содержание.

Согласно данным нейролингвистики, как процесс порождения речевого высказывания (кодирования, так и процесс понимания речевого сообщения (декодирования) включают в себя одни и те же звенья: мотив и основную мысль высказывания, его семантическую запись, внутреннюю и внешнюю речь.

Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы мозг имел возможность принять и переработать соответствующую информацию с помощью языка. Каждая фраза представляет собой определенную линейную последовательность слов. Однако порождение речевого высказывания не происходит чисто механически от первого слова к последнему. Речевой механизм работает как сложная система с элементами опережения и обратной связи. Внешне выраженному высказыванию предшествует так называемый этап антиципации (опережения, на котором происходит некое предвосхищение содержания будущей фразы - этап «внутреннего программирования».

Контекстная речь требует развития у ребёнка не только внутренней, но и внешней речи: формирование высказывания начинается с мотивации (речевого импульса, побуждения к речи, мотива к речевой деятельности, затем мотив подкрепляется замыслом, источником активности, через звено внутренней речи осуществляется внешнее развёрнутое высказывание. Формирование контекстной речи при алалии нарушено, в тяжёлых случаях спонтанная речь полностью невозможна, в более лёгких - изложение лишено цельности, связности, последовательности.

Несформированность контекстной речи связана с неправильной реализацией внутреннего плана во внешнюю речь. Наблюдается фрагментарность, разорванность высказывания, нарушение линейной последовательности, пропуск одного или нескольких логических звеньев ситуации, разброс мысли. Работа в первую очередь направляется на создание механизмов речевой деятельности : формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая развёрстка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование, вырабатывается овладение моделированием речевых ситуаций.

Многие специалисты, которые занимаются с детьми, рекомендуют использовать в своей работе различные игрушки. В логопедической коррекционной работе - это незаменимое средство речевой активизации.

Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка важна для развития личности и речи ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых, а так же для развития связной речи. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Он сам управляет игрушками, говорит за них. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Как известно игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. Таким образом, нам представляется интересным выявление особенностей формирования и развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием игрушек. Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников.

Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, СЛ. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными в области психолингвистики.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, Н. Г. Смольникова стремились найти четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность и последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказываний.

Широкую известность получило исследование А. М Леушиной, в котором раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения. Она показала, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс развития этих форм речи протекает параллельно.

Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя.

Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Сформированная речь - способствует всестороннему развитию ребенка. Нужно только правильно подобрать методы и приемы для осуществления этого важного процесса.

Один из таких методов - это использование игрушек на занятиях.

В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни.

Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное их восприятие, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение, речь. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать выводы, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою историю.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. История игрушек имеет довольно длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что игрушки появились одновременно с появлением человека.

С малых лет дошкольника окружают различные предметы, игрушки, картинки, книги, привлекающие его внимание. Яркий наглядный материал позволяет взрослому успешно проводить с ребенком различные трех-пятиминутные игровые упражнения, эффективность которых достигается за счет игровых действий, соревновательных моментов, интереса к тем умственным задачам, которые ставит перед ребенком взрослый. Игровые действия, связанные с игрушкой, картинкой или настольной речевой игрой, помогают ребенку успешно выполнить задания взрослого. При проверке игрового действия ему приходится думать, объяснять, самостоятельно производить анализ разных ответов (своего и товарищей, обосновывать выбор правильного решения, но делается это во взаимодействии с определенным образом игрушки и предмета в интересной и занимательной форме.

В дошкольном возрасте игрушка является главным наглядным средством, способным вызвать интерес к слову. Например, рассматривается игрушка заяц. Воспитатель специально учит детей производить отбор нескольких разных слов про одну и ту же игрушку. Дети учатся каждое слово громко проговаривать, вслушиваются в его звучание, знакомятся с тем, что все слова по-разному звучат. В конце упражнения по рассматриванию игрушки (зайца) взрослый (или ребенок) четко называет все произнесенные слова: «Как много разных слов сказали мы про эту игрушку. Послушайте эти слова: заяц, зайчишка, зайчонок, заинька, косой, беляк, длинноухий. Часто педагоги рекомендуют использовать упражнения, связанные с использованием одной и той же игрушки (например, мяч). Мяч представляют детям несколько необычно. Это маленький несмышленый мячик, который впервые видит и воспринимает окружающий его мир и удивляется, насколько он богат и разнообразен. Мяч встречается с такими же, как и он, маленькими представителями мира животных (медвежонком, котенком, щенком, жеребенком, петушком и др.). Они задают друг другу вопросы, уточняют, как называется то, что вокруг них находится (предметы групповой комнаты, участка детского сада и др., рассказывают о себе и вместе подбирают слова, подходящие для той или иной ситуации.

Игровая форма общения детей с игрушкой, попадающей в необычные жизненные ситуации, заставляет детей задумываться над поиском подходящих решений и тех слов, которые помогли бы правильно ориентироваться в наполненной предметами среде, устанавливать разнообразные отношения с людьми, животными и т. д.

Большое значение в жизни детей имеют игрушки, в которых представлены в уменьшенном виде предметы практического значения. Педагог использует их в работе со звучащим словом, применяя форму ответов детей на заданные вопросы.

Игрушки - единственно доступное культурное средство, которое уже в ранних возрастах становится средством организации самостоятельной деятельности и задает зону ближайшего развития, то есть обеспечивает переход от совместной со взрослым деятельности к индивидуальной. Самостоятельной деятельностью ребенка с игрушкой принято называть игрой. Поэтому для развития игры большое значение имеют особенности игрушек, которые даются детям и на которых взрослый показывает им игровые действия.

Таким образом, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, которая рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, отражающая специфику жизни детей в обществе. Игрушка - особое психологическое средство, в котором опредмечены задачи психологического и личностного развития в каждый возрастной период. Игрушка как предмет культуры имеет важное значение как для развития психических, речевых функций и познавательных процессов, так и для становления личности ребенка.

С одной только машинкой вы можете придумать много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Все дети - хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить.

Игрушки, предметы служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого

Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности, которую он будет стремиться оречевлять.

Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать.

Игрушка - не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям. Особенности игрушки как предмета культуры имеют как самостоятельную ценность, так и определенное воспитательное значение.

К социокультурным особенностям игрушки относится прежде всего этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией.

Игрушка способствует утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомит с общественным и семейным укладом. Она имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество.

Показательно: игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели. Через игру они привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном обществе. Поэтому «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», типичные образцы современного стиля и эстетики также должны учитываться при оценке. Кроме того, несомненно, важное достоинство игрушки - ее связь с культурными традициями своего народа. Почти каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей.

В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм.

Таким образом, занятия с игрушкой влияют на весь процесс внутреннего порождения речевого высказывания, побуждают интерес к речи, влияют на развитие связной речи, личности ребёнка, его коммуникабельность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой.

Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным.

Интонация как важный элемент высказывания Лингвистическое изучение интонации. Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли.

Консультация для родителей «Сон, как важная составляющая режима дня дошкольника» Консультация для родителей «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника». Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию»Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» микрорайон.

Мастер-класс «Роль плоскостной куклы для эмоционально-волевого и речевого развития ребёнка» Эмоционально-волевая сфера-это регулятор деятельности и поведения детей. С рождения дети не обладают волей, но по мере накопления жизненного.

Музыкально-ритмическая деятельность, как составляющая процесса музыкального воспитания Панова Лиана Станиславовна ДОУ № 6 «Росинка» Нужно любить то, что делаешь И идти вперед шаг за шагом! Вопросы формирования личности являются.

Рекомендации учителя-логопеда для правильного речевого развития ребёнка 1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание, комментируя окружающее, не боясь повторения одних.

Полифункциональность как составляющая профессионального стандарта педагога в современных условиях Полифункциональность- как составляющая профессионального стандарта педагога в современных условиях Полифункциональность (от греч. polu -много.

Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игрушка как мотивационная составляющая речевого высказывания ребёнка
Опубликовано: 28 января 2018 в 20:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игрушка как мотивационная составляющая речевого высказывания ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем татьяна солдатова (УИ 41663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД