Лучший педагог года

Статья «Игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста»

Людмила Границына
Статья «Игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста»

Музыкальные игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста

Подготовила: музыкальный руководитель

Границына Людмила Михайловна

ГБДОУ № 2 Колпинского района Санкт-Петербурга

«Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.»

Дж. Гилфорд

Публикация «Статья „Игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И чаще, наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно и используется в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи - это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Дошкольный возраст является той «площадкой», с которой ребенок стартует в будущее: или он будет стремиться познавать и преобразовывать мир, или он будет «нетворческим» человеком.

Как развить в ребенке креативность? Креативность – это способность искать совершенно новые решения и смотреть на мир незасоренным свежим взглядом, фонтанировать идеями и придумывать новые концепции.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся :

• творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;

• самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

• интеллект, «интеллектуальные способности»,

«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;

• знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести :

• информационный, позволяющий развивать интеллект;

• социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

• эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Известный австрийский композитор Карл Орф говорил:

«Кем бы ни стал в дальнейшем, ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление».

Для полноценного развития креативных способностей у дошкольников необходима система работы:

• создание и пополнение развивающей предметно-пространственной среды;

• творческие задания, игры и упражнения;

• творческое экспериментирование и активное наблюдение на занятиях, в досуговой деятельности, на участке детского сада;

• организация просвещения родителей по развитию креативных способностей дошкольников;

• комплексные мероприятия (праздники, развлечения, КВН и др.).

Праздники в детском саду открывают широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Мы определили основные направления в развитии творческих способностей детей :

развитие воображения,

развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Мы в нашем детском саду выделяем следующие условия:

- создание обстановки, опережающей развитие детей;

- предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятия одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. ;

- тплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Для развития креативности у ребенка я всегда соблюдаю ряд правил:

• поощряю самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешаю желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважаю точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавляю ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагаю детям словесные, звуковые и тактильные образы, интересные движения и другие спонтанные творческие проявления в ходе музыкальных занятий. Например:

Игры на развитие художественного словаря:

Дидактическая задача. Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки.

«Копилка»

Правила игры. Складывать в копилку только те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны.

«Хитрая шляпа»

Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Игровые действия. Передача шляпы.

Игры, основанные на вокализации:

Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.

«Конкурс певцов»

Правила игры. Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии. Игровые действия. Соревнование.

«Придумай песенку»

Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения. Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов.

Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки:

Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

«Поющие руки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

«Художники»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

«Танцующие звуки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальный и пластических движений. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть, не применять явной системы оценок движений, пения, музыкальных импровизаций ребенка, обсуждаю отдельные содержательные моменты, не сравниваю с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеюсь над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

• творю и играю вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязываю свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаюсь понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделяю организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

• включаю в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. Это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление. Например:

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании :

"Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

"Любопытная Варвара"

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

"Лимон"

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

• поддерживаю на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Анализируя результаты своей работы по развитию креативности в процессе музыкального образования, мы пришли к выводу, что необходимо использовать музыкальную среду для развития креативности у дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

это сцена, где дети разыгрывают музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен техническими средствами : имеются 2 музыкальных центра, мультимедийный проектор.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека (диски, флэш накопители) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Я представляю вам некоторые музыкально-дидактические игры и атрибуты, сделанные своими руками, помогающие развивать творческие способности детей.

ТРИ ЦВЕТКА

Дидактическая игра на определение характера музыки

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:

• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

• грустная, жалобная;

• веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкальные узоры

Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.

Цель игры :

дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.

Дидактический материал:

карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.

Методика организации игры :

Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.

«Встаньте дети, встаньте в круг»

Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)

Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки - мальчики, треугольники - девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом, для игры - в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец - парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.

Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.

Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.

«Ритмический заборчик»

Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.

Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.

Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.

Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

В каждой группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и диски, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; диски с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок. Музыкальные уголки в группах постоянно пополняются и обновляются музыкальными инструментами, дидактическими играми сделанными воспитателями совместно с родителями.

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание музы-кальных произведений, сказок и т. д. позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведениями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Это дает возможность воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т. д., распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений : маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя комфортно. Мы строим взаимодействие с детьми на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках, развлечениях и в самостоятельной деятельности. Этому помогают всевозможные упражнения на развитие творческих способностей: «Вспомни колыбельную песенку», «Звукоимитация», «Здравствуй, Дед Мазай» и др.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе. И это мы видим при проведении интегрированных и комплексных занятий: во 2 младшей группе - «Осень – раскрасавица», в средней группе - «Кто придет к нам в гости?», в старшей и подготовительной группе - «Я вас знаю, маска!» и «Ромашковое поле» и др.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, в мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.

Сегодня можно сказать о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ креативного развития, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Свой лепбук я сделала из прочного картона, обклеила само клеящейся пленкой, стыки обклеила лентой клейкой алюминиевой. Тема моего лепбука.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Якутские настольные игры как средство развития детей дошкольного возраста МБДОУ Детский сад № «Сардана» с. Дюпся свою воспитательно – образовательную деятельность осуществляет на национально – традиционных аспектах,.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.

Обобщение опыта «Поделки из разнородного материала как средство креативности дошкольного возраста»Обобщение опыта «Поделки из разнородного материала как средство креативности дошкольного возраста» Изготовление поделок - одно из любимых занятий детей- создает благоприятную основу для всестороннего воспитания ребенка и повышает уровень.

План по самообразованию по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Этап работы над темой:1 год. Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:1. Интегрировать.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Статья для на тему: «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Статья на тему: «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Проблема формирования познавательной.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Игры-имитации как средство развития креативности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 19:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД