Суходолова Марина Сергеевна
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
1слайд
Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется опыт работы на тему «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
2слайд
Публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
3слайд
В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель же сказал: «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» писал Кант.
4слайд
Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
5слайд
Поэтому целью моей работы является:
Цель:- развитие мелкой моторики рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд
основных задач:
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
• Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей дошкольного возраста.
6слайд
Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста», «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»,«Пальчиковые шаги», где объясняла, что нужно учить ребенка манипулировать предметами, покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики рук – пирамидки, строительный материал, машинки, конструкторы, вкладыши, бусы, логические домики, мозаику и т. Д
7слайд
Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви, пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т. д., так как эти действия формируют умелость рук.
Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».
В папке-передвижке постоянно меняла информационные листы, где для родителей каждый месяц для разучивания предлагалась новая пальчиковая игра.
8слайд
Работу по пальчиковым играм и упражнениями педагоги проводят во всех возвратных группах, и поэтому мы с удовольствием делимся опытом. Разработала консультации на тему: «Волшебные пальчики», «Пальчиковый театр своими руками», «Играем пальчиками – развиваем речь».
Был проведен семинар-практикум на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста».
В помощь педагогам оформила картотеку пальчиковых игр и упражнений. Проводились открытые занятия на тему: "Путешествие колобка»
9слайд
Основная работа по теме проводилась с детьми – как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее. В начале года наметила план разучивания пальчиковых игр в каждом месяце с учетом интеграции в другие виды деятельности.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время утренней гимнастики (зарядки, физкультминуток, в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т. к. движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения
10слайд
В своей работе я использую пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием : массажных мячей, карандашей, прищепок и т. д.
Игры с стихотворным сопровождением. Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.
11слайд
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
12слайд
Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.
Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, уже к середине учебного года пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а речь детей заметно улучшилась.
13слайд
В работе я опиралась на опыт таких педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей”и другие.
А также использовала литературу перечислению на слайде.
14слайд
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
15слайд
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Японская пословица гласит:«Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам:«Слышу. Вижу. Делаю».