оксана казакевич
Консультация «Игры с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логического мышления, а мы стараемся с их помощью развивать все компоненты устной речи у детей дошкольного возраста.
Последнее десятилетие этот материал завоевал все большее признание у педагогов. Приобрести логические блоки Дьенеша можно в магазине развивающих игр. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
Публикация «Консультация „Игры с блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
- трех цветов (красный, синий, желтый)
- двух размеров (большой, маленький)
- двух видов толщены (толстый, тонкий)
С их помощью:
- развивается речь детей – они учатся грамотно строить предложения, используя союзы «и», «или», частицу «не», учатся использовать более сложные грамматические структуры предложений.
- расширяется речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый и т. д. ; и выражений «все красные, все круглые синие, такой же прямоугольный синий и т. п.».
• Развивается мелкая моторика.
• Развивается логическое мышление.
• Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
• Развиваются пространственные представления.
• Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели.
• Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции.
• Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию.
Первое знакомство с фигурами можно начинать с детьми трех лет. Вначале малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе, а после двумя, тремя и четырьмя свойствами.
В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но одинаковых по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять такие важные для ребенка логические операции, как, сравнение, классификация и обобщение.
Игра «Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения:
• Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур
• Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме
• Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.
Ребенок рассказывает, как он построил цепочку, стараясь четко проговаривать все звуки в словах.
Игра «Раздели блоки».
Эта игра научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые, и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где чьи подарки.
Ребенок рассказывает, какие подарки и кому подарил Дед Мороз.
Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?»
Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает, как вести поиск клада, называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать письмо.
Заниматься с детьми нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану их физического и психического здоровья, наличие между взрослым и ребенком отношений сотрудничества и партнерства. Только в этом случае он, в дальнейшем, может стать интересным, интеллектуальным человеком, умеющим общаться другими людьми.