МААМ-картинки

Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности

Майрам Давлетова
Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности
▼ Скачать + Заказать документы

Давлетова Майрам Сюгалиевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ТВОРЧЕСТВА, ИНИЦИАТИВНОСТИ, ИНДИВИЛУАЛИЗАЦИИ

Аннотация: В статье данное определение активным методам обучения. В статье раскрыта организация образовательной деятельности, которая использует активные методы обучения и захватывает несколько условий развития ребенка, и мы описали каждое условия развития (сотрудничество, инициативность, индивидуализация, творчество).

Публикация «Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности» размещена в разделах

Ключевые слова: методы обучения, активные методы, обучающийся, сотрудничество, творчество, инициативность, индивидуализация.

Активные методы обучения (АМО)метод обучения, что наблюдает у обучающегося продуктивность, творчество, деятельность. В этом метод обучения может входить дидактическая игра, анализ конкретной ситуации, решение проблемной задачи, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстная операция с разнообразными понятиями и др.

При использовании активных методов обучения, роль обучающегося изменяется, ребенок из послушного становиться активным в учебной деятельности. Новый образ обучающегося, дает развить активную личность, которая будет обладать всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Организация и процесс активного обучения стремятся во всестороннюю активность учебно-познавательной деятельности обучающегося. Активное обучение держит свой путь к средствам усовершенствования форм и методов обучения. А так же и к средствам совершенствования организации и управления образовательной деятельности в целом.

Организация образовательной деятельности, которая использует активные методы обучения и захватывает несколько условий развития ребенка, в этом список можно занести: сотрудничество, инициативность, индивидуализация, творчество.

Первое условие, мы в своей работе рассмотрим - развитие сотрудничества. Оно подразумевает под собой, развития доверительных отношений, взаимопомощи, взаимной отношения ребенка и взрослого, ребенка и ребенка. Также к этому условию можно отнести - развитие уважения, доверия к обучающему как к личности, давать возможность ребенку проявить самостоятельность, инициативу и индивидуальную ответственность за результат.

Таким качеством, как сотрудничество со сверстниками должен обладать каждый обучающийся, оно поможет сформировать всесторонние способности. Такие как строить взаимоотношение с партнером, понимать и принимать мнение чужого, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров, обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности, уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия [1].

Если рассматривать дошкольный возраст, то большой потенциал для достижения положительного результата в развитии личности ребенка обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.

По мнению Римашевской Л. С. «основные характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста - единство цели, распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений» [3].

Проанализировав психолого-педагогическую литературы, мы выявили, что современные ученые такие как К. Н. Поливанова и Г. А. Цукерман исследовали огромное преимущество в формировании навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста. Они выявили, что сотрудничество как условие развития в использование в АМО :

- увеличивает объем знаний;

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

- затрачивается наименьшее количество времени на формирование знаний, умений и навыков;

- у детей трудностей возникает меньше, в то время когда применяются правила [6].

И. В. Маврина в своих работах писала, что «для развития навыков сотрудничества необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий для взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками навыков сотрудничества со сверстниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, где вступают в отношения сотрудничества, где происходит согласование и соподчинение действий» [2].

В работах Е. М. Фадеевой описывается, что «развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста представляет собой технологию сотрудничества. Она предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом – работа в парах и деятельность в микрогруппах. Ребенок должен понимать, чтобы успешно выполнить задание, нужно запланировать совместную деятельность, коллективное действие будущего продукта и это все взаимосвязано между собой и зависит друг от друга каждое действие, даже индивидуальная работа каждого члена из группы» [4].

Рассмотрим условия развития творчества в использование АМО. Чтобы развить творчество у детей необходимо для этого определенные знания, навыки и способности. Всем этим они самостоятельно не овладеют, нужна помощь взрослого. Творческое развитие ребенка выделяет главный фактор - создать условие, способствующие развить их творческие способности.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы выделили несколько главных условий успешного развития творческих способностей обучающихся. Над этими условиями работали такие авторы, как Дж. Смита Б. Н. Никитин, и Л. Кэрролла.

Первым условием выступает - раннее физическое развитие ребенка. К нему можно отнести физические занятия, такие как раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. После всего этого идет чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Второе условие – создать для обучающегося благоприятную обстановку. Это условие одно из важных в развитие творческих способностей ребенка. Продумать заранее и окружить ребенка любовью, теплотой, заботой, уютом возле него должна быть такая среда и такое отношение, что стимулировало бы его на самую разнообразную творческую работу. Установив, перед обучающимся такую обстановку, доброжелательную атмосферу можно и требовать от него результаты работы.

Следующее условие определили авторы, как эффективность развитие творческих способностей. В этом условием во главе стоит сам характер творческого процесса и он же требует максимальное вложение сил.

Познавательный процесс у ребенка работает очень активно, но опыт взрослого ему передать очень сложно и он соответственно не может воспользоваться многим материалом. Потому что в этом возрасте ребенку мало что объяснишь, точнее он не все поймет, а главное понять нужно правильно. Для этого обучающегося нужно заставлять работать самостоятельно, больше заниматься творчеством и решать новые задачи, ну тут е мало зависит от взрослого, нужно позволить ребенку сделать все самому, а не решать за него.

Четвертым условием успешного развития творческих способностей выступает свобода выбора. Обучающемуся дается большая возможность в выборе деятельности, очередность дел может выстроить сам ребенок. В этом случае при большом желании у ребенка дела пойдут на изменение в лучшую сторону, появиться интерес к работе и все это пойдет только на пользу ему самому.

Пятым условие авторы выделяют - ненавязчивость в помощи взрослого. Они это не исключают, а наоборот советуют для успешного развития творческих способностей ребенка. Главное следить за тем, чтобы не было вседозволенности, а просто подсказки, направлять ребенка в правильное направление. Вот например родители, способны помочь своему ребенку, не понимая, что это может наоборот навредить ему. Делая это за него, когда ребенок в силе сам все сделать, просто нужно подсказать, направить его. Вы как взрослый не должны думать за него, он сам должен додумать.

Следующим условием развития в использование АМО выступает инициативность.

Инициатива — является активным началом какого либо дела. Запустить новую идею и привлечь к этому общество, заинтересовать нужных людей. В детском возрасте тоже проявляется инициатива по определенным выборам и каким-то интересам. В дошкольном возрасте проявляется возможность и большое желание творит, петь, играть, лепить, мастерить и другое в зависимости от собственных интересах ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства» [5].

Чтобы поддержать инициативу ребенка, необходимо создать социальную ситуацию. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».

Существуют несколько основных видов деятельности, где обучающийся развивает себя как личность. В игре ребенок чувствует себя свободно, познавательно-исследовательская деятельность влияет на развитие ребенка благополучно, продуктивная деятельность помогает в развитие ребенка, а так же и коммуникативная деятельность и другие. Из этого следует, что лучше нужно развивать инициативу у ребенка, чтоб разнообразнее была игра, и увеличивалась динамика развития личности ребенка.

Если развивать инициативу, то у обучающихся инициативность замечается больше всего в игровой деятельности, в общении, в экспериментах.

Инициативу у обучающегося развить в полном объеме возможно, для этого нужно самодеятельная, спонтанная игра, чтобы исходила она от самого ребенка, идея возникла по инициативе дошкольника. Здесь возникает ведущая роль у ребенка, который предложил игру. Конечно же не каждый дошкольник предложит инициативу, а тот кто уверен, шустрый.

Психолого-педагогические исследования показали, чтобы развить детскую инициативность нужно :

- Убрать у ребенка боязнь, что он не справиться с заданием. Для этого нужно дать ему задание, задавать вопрос, наталкивать на ответ, другими словами, развить у обучающегося инициативу.

- Обеспечивать не просто заданием, а заинтересовать его, завлечь, заманить. У каждого ребенка есть личностные интересы, нужно постараться попасть в эти интересы, тогда ребенок с удовольствием проявит свою инициативу.

- И главное, чтоб инициатива развивалась в ребенке, ее нужно обязательно поддерживать. Это зависит со стороны взрослого, поддержка для ребенка много значит.

Поддержка инициативы подразумевает под собой несколько способов, мы в своей работе, выделили несколько, это:

1 – способ, создать для ребенка предметно-пространственную среду, чтобы он проявлял свою самостоятельность по собственным интересам;

2 – способ, выбор ребенком сотоварищей;

3 – способ, обращение взрослого и ребенка, по собственной инициативе обучающегося;

4 – способ, стимул в развитие поисковой и познавательной деятельности ребенка, где главным фактором будет образовательная и игровая среда. И главное нужно помнить, что ребенок запоминает наглядно, у него в памяти останется то, что он видел и брал в руки, трогал, мастерил сам. За частую, опыт они приобретают в творчестве или когда подают идею сами;

5 – способ, тактичное сотрудничество ребенка и взрослого. Педагог или родитель не должен выкладывать всю информацию полностью, поделить текст на несколько частей, оставить сюрпризы на последок, чтобы ребенок не знал все и сразу. Пусть ребенок сам по размышляет, может что-то догадается сам, обучающийся должен насладиться во время выполнения.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения :

- развить у ребенка формулировку «Я смогу», «Я все сумею» и чтобы он не просто это говорил, а донести до него, что он действительно все может;

- создать ситуацию успеха для обучающегося. Внушить в него, что все не так и страшно, если будет трудно я рядом и помогу;

- восхищаться ребенком, хвалить и говорить по чаще какой он молодец и него все получается.

По высшее изложенному материалу можно сказать, что главным фактором детской инициативы выступает поддержка и для ее существования нужно:

1. Дать возможность ребенку стать более самостоятельным, быть всегда наготове помочь детям, что не было опасностью для их жизни и здоровья;

2. Поощрять и комментировать все продвижения в успехе ребенка, не в коем случае не ругать, если у него не получается, а наоборот наталкивать, что у него все получится;

3. Не пользоваться критикой в общение с ребенком, не оценивать критично результаты его деятельности и вообще самого ребенка как личность.

4. Воспитывать в ребенке привычку в самостоятельном подборе интересного задания для себя; научить ребенка тому, чтобы он в свободном пользовании брал игрушки и пособия;

5. Заинтересовать обучающего к рассматриванию и наблюдению за разными режимными моментами;

6. Создать все условия для работы в творческой, досуговой деятельности и поддержать в этом ребенка;

7. Открыть доступ ко всем материал, которые необходимы ребенку в его развитии и самое главное которые ему дозволены;

Следующее условие развития индивидуализация.

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Если рассматривать документ Федеральный государственный образовательный стандарт, то в нем описаны главные принципы, которые направляют свое развитие на индивидуализацию дошкольного образования. В своей работе мы раскроем несколько этих принципов:

1 принцип, поэтапно построить образовательный процесс, учесть при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Чтобы выбор ребенка был разнообразным и самое главное интересен ему.

2 принцип, поддержка ребенка с его инициативой в независимости от вида деятельности;

3 принцип, адекватность в поведение обучающегося по возрастным аспектам, чтобы возраст ребенка соответствовал условиям, требованиям развития.

Для того, что индивидуализация осуществлялась, существуют условия для этого, несколько из них мы опишем в своей работе:

1) благополучное эмоциональное общение, оно должно быть определенно с каждым обучающимся, а желательно и индивидуально. Обязательно общение должно быть уважительное, обращая внимание на чувства ребенка и его потребности;

2) поддержка индивидуальности и инициативу у обучающихся, при этом у ребенка должно быть свободный выбор в деятельности. Условия создаваться должны ребенком, выражаться его чувства и мысли. Помощь и поддержка со стороны взрослого должна исходить постоянна в не зависимости от вида деятельности;

3) установить правила общения ребенок-взрослый, ребенок-ребенок. Условия должны создаваться для позитива, доброжелательности между разным народом. Также нужно учесть здоровье ребенка, различные ситуации где решаются спорные вопросы. В целом научить ребенка работать в группе с разным количеством людей и разными характерами.

4) создать условия для развития образовательного процесса для детей. Эти условия должны развить и направить у обучающегося совместную деятельность взрослого и ребенка, ребенок и ребенок, но никак не в одиночестве. Развитие должно происходить в зоне ближайшего развития каждого ребенка, при этом затронуть культурные средствами деятельности, организацию, мышление, речь, общение, воображение и детское творчество. А так же и взаимосвязь происходит и с развитием личностного, физического и художественно-эстетического развития ребенка.

5) последнее условие которые мы опишем, оно является одним из главных - взаимодействие с родителями. Родители являются законными представителями по вопросам образованного процесса ребенка. Необходимо и важно для развития ребенка привлечь родителей в образовательную деятельность. От педагогов зависит это условие, нужно разнообразить образовательный процесс и приготовить совместный проект или программу с помощью родителей обучающегося. Семья является важным и главным институтом воспитания ребенка, она поможет развить и сформировать положительные качества у ребенка, а также и активные методы обучения.

По выше изложенному можно сказать, что главную роль в развитие активных методах обучения ребенка играет и выступает воспитатель. Перед ним стоит задачи: расширить у обучающегося необходимые знания, актуализировать его личный опыт, создавать положительные эмоции, побудить к целесообразной полезности на занятиях.

Список литературы:

1. Ледовских, Н. К. Сотрудничество дошкольников разного пола как фактор сплочения детской группы / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С. 20-26.

2. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М. : Гном- Пресс, 2001. – С. 106-117.

3. Римашевская, Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками : особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. –2011. –№ 2

4. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста. / Е. М. Фадеева. // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. – 2010. - № 3. – С. 52-57

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

6. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. / Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. – М. : Генезис, 2003. – 128 с.

Публикации по теме:

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 07:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование активных методов обучения как условие развития сотрудничества, творчества, инициативности» (включая файлы) размещена пользователем Майрам Давлетова (УИ 481026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД