Папки-передвижки

Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

Наталья Головина
Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

«Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Н. В. Головина, воспитатель МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 1»

Первые годы жизни ребенка – уникальный период в его развитии. Этот возраст отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и социального развития. В раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга.

Публикация «Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах

Как известно уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание [4]. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения на развитие мелкой моторики в повседневной жизни очень важны для маленьких детей.

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику [3]. Но просто делать упражнения ребенку раннего возраста будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. Это привело нас к тому, чтобы в своей педагогической работе использовать игры с песком. Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат. Такие игры у малышей вызывают приятные ощущения и положительные эмоции.

Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях.

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка и вид деятельности, который дарит детям радость, положительные эмоции. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново [1].

Помимо развития мелкой моторики игры с песком помогают снизить уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, установить доверительные отношения между педагогом и малышами, способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций и хорошего настроения у малышей.

Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке не каприз, а потребность ребенка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.

В летний период на прогулке дети с удовольствием играют с песком, трогают его, пересыпают его из одного ведерка в другое, лепят из песка разные фигурки. Малыш не просто капается в песке - он строит, обследует используемый материал. Песок сухой сыплется, мокрый не рассыпается и из него можно лепить. С помощью совочка и формочки ребенок создает свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать все, что видит вокруг себя.

С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны, а продолжаем эту работу в группе. Для этого можно изготовить «мини песочницу». «Мини песочница» имеет широкий объём применения. Дети в песочнице лепят, экспериментируют, рисуют. Так же изготовлен стол для песочной анимации, где используется подсветка. Этот стол привлекает внимание детей, дети испытывают эмоциональное удовлетворение, любопытство, рисование, таким образом, успокаивает и дает положительные эмоции.

В играх с песком используются различные дидактические материалы: ведерки, лейки, совки, формочки, сито, игрушки животных, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров, палочки, грабельки. Дети с удовольствием сеют песок через сито, пересыпают песок из ведерка в ведерко, находят различные предметы и игрушки.

При организации игр с песком важно учесть следующее:

• Песок должен быть чистым.

• Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.

• Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.

Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения с песком :

• нельзя намеренно выкидывать песок из песочницы;

• нельзя бросать песок;

• нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок;

• после игры надо помочь убрать игрушки на свое место.

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребенка. Поэтому игры необходимо проводить вместе с детьми, показывая им способы действия с игровым материалом, используя принцип «рука в руке», когда воспитатель берет руку ребенка и помогает ему совершать определенные действия. Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, то есть делать самомассаж.

В играх: «Идут медвежата», «Прыгают зайчики», «Песочные прятки» малыши проявляют интерес, удивляются, радуются, когда находят в песке различные игрушки, оставляют кулачками, или сжатыми пальчиками следы на песке и видят результат своих действий. Можно предложить игру «Найди сокровище» - в песок закапывается различные предметы и ребенок погружая руки в песок их ищет. Также песок можно пересыпать из емкости в емкость, выкладывать на поверхности песка рисунки из натуральных материалов, рисовать по поверхности песка пальчиком, палочкой [2]. Играя, в такие игры у ребенка развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, происходит расслабление мышц рук, пальцев, формируется произвольное внимание и память и стабилизируется эмоциональное состояние.

Также для развития мелкой моторики можно проводить такие упражнения: пальцы «ходят» «гулять», «прыгают», выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький).

В работе с детьми младшего возраста очень важно использовать прием новизны, например: кинетический песок, цветной песок. Также элементы неожиданности, когда ребенок находит в песке какие либо предметы или игрушки он удивляется, рассматривает игрушки, проявляет интерес. Благодаря поощрениям, которые направляют детей на верное поведение, ребенок чувствует себя не безразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях.

Игры с песком необходимо проводить систематически:

• в период адаптации детей к условиям детского сада;

• в непосредственно образовательной деятельности;

• в свободной деятельности;

• на прогулке в теплый период года.

Активность взрослых и их умение играть с детьми имеют большое значение в развитии мелкой моторики рук детей и координации движений. Поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить совместно с родителями: подготовить консультации, провести семинар – практикум, в ходе которого дать возможность родителям практически познакомиться с видами песка : кинетический, цветной, морской и др. Оформить выставку оборудования, игрушек по данной теме. Родители могут получить информационно – практическую помощь, как организовать игры с песком дома, понять, что благодаря таким играм у детей развивается мелкая моторика рук, дети учатся исследовать, открывать для себя окружающий мир и накапливать опыт, а положительные эмоции помогают малышам приспособиться к той или иной ситуации, регулировать свое поведение.

Только благодаря взаимодействию педагога и родителей можно решить все поставленные перед собой задачи.

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми раннего возраста. Игры с песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком в период адаптации, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Они создают хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, развивают мелкую моторику рук и познавательную сферу ребенка.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

3. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, - М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возрастаРазвивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка. Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Использование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детейИспользование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детей Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с песком для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Опубликовано: 28 января 2022 в 15:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД