МААМ-картинки

Использование оригами при формировании у детей дошкольного возраста математических представлений (1 фото)

Ирина Зверева
Использование оригами при формировании у детей дошкольного возраста математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Оригами-древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов.

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Этот закон, которому следуют уже многие века все художники оригами.

Публикация «Использование оригами при формировании у детей дошкольного возраста математических представлений» размещена в разделах

Ещё в XIX веке немецкий педагог Фридрих Фрёбель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочными геометрические знания и умения детей. Педагог пропагандировал складывание из бумаги для объяснения простых правил геометрии. Он советовал постоянно заниматься оригами с тем, чтобы сначала «ощущать» основы геометрии, а уже затем понимать.

С оригами был знаком великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он увлекался оригами и воспринимал его как искусство. Это подтверждается в рукописи Л. Н. Толстого «Что такое искусство» в 1896года. В музее-усадьбе «Поленово» среди экспозиций хранятся четыре бумажные птички, сложенные руками Л. Н. Толстого.

В наше время в Японии, США, России, Германии и других странах ознакомление и обучение геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в дошкольном образовании и начальных классах, но и в средней и высшей школах.

В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

В процессе преобразования плоских и объёмных фигур с применением методов оригами ребёнок оперирует геометрическими объектами, усваивает геометрические понятия, экспериментально изучает свойства фигур. Изменение геометрических фигур, их перемещение мотивирует познавательную деятельность детей.

Развивающий потенциал оригами очень высок. Работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение.

Данная техника- не только полезное занятие, но и интересное развлечение, в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность.

Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах, участие в праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений,в итоге оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Учитывая важность использования оригами в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста необходимо стремиться к достижению цели:

Цель:

Развитие познавательных способностей детей; активизация мыслительных процессов; формирование сенсомоторных навыков.

При реализации поставленной цели мы решаем следующие задачи:

Задачи:

1. Закреплять и расширять представления о геометрических фигурах и их свойствах посредством базовых форм и условных обозначений оригами.

2. Учить детей моделировать базовые формы по схемам, употребляя математическую терминологию.

3. Упражнять в умении выделять элементы геометрических фигур (угол, вершина, сторона, делить фигуру на части, устанавливать пространственные отношения между ними.

4. Закреплять умение «читать» схему по условным знакам.

5. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Свою работу мы начали со средней группы.

На занятиях мы мастерили очень простые поделки. Сминали бумагу и когда клали на стол, она начинала слегка разворачиваться и «шевелиться» отсюда и пошло название серии занятий «Живая бумага», которые проводились в форме игры. В результате дети смогли изготовить много различных поделок, нашедших практическое применение в группе. А так же дети закрепили знания, полученные на занятиях по математике : количество и счет; величина; ориентировка в пространстве.

Малышам нравиться заниматься с бумагой и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка.

К концу учебного года дети загибали уголки и мастерили кружочки разноцветной бумаги: яблоки, огурцы, помидоры, которые затем наклеивали на лист, и в результате получался сад или огород.

Когда на занятиях в кружке у детей был сформирован достаточно высокий уровень умений работы с бумагой, мы стали использовать изготовление поделок, как часть занятия по математике. Например, на одном из занятии мы изготавливали снеговиков.

В результате дети закрепили: количество и счет (отсчитывали необходимое количество заготовок для поделки); величину (устанавливали размерные отношения) ; преобразовывали квадрат в круг, загибая углы квадрата; ориентировка в пространстве (вверх-вниз).

Таким образом мы видим, что при изготовлении поделки оригами дети закрепили знания из всех разделов программы по формированию элементарных математических представлений средней группы.

Главным моментом в работе с детьми этого возраста является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата. К праздникам дети участвовали в изготовлении открыток в подарок мамам. Получается, что оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит быть внимательными к своим близким, вызывает желание делать подарки, хранить в памяти общие впечатления.

В старшей группе, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работа проводилась более углубленно. Одним из главных принципов серии занятий «Волшебный квадрат» является «от простого к сложному». Дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм : треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

Следует отметить, что для объяснения техники оригами необходим особый язык, который был бы доступен дошкольнику. Это язык понятий, построенный на ассоциативных связей с тем, что ребёнок уже имеет в своём опыте. Например: «косынка»- лист сгибаем по диагонали от угла до угла; «книжка»-лист сгибаем пополам по вертикали; «домик»- два верхних угла сгибаем к центру и т. д.

В старшей группе мы начали проводить интегрированные занятия по математике и оригами один раз в месяц.

Например: Интегрированное занятие на тему: «На лесной полянке». Цель: развивать пространственные представления : уточнить отношения: слева, справа. Детям предлагается отправиться в путешествие в осенний лес. Стоит последний месяц осени. Какой? Почти все листья с деревьев облетели. Лишь ёлочка по-прежнему зелена, стоит одна в центре поляны, немного грустно ей. Сейчас каждый из вас станет волшебником, и мы вместе создадим картину «На лесной поляне». Детям даются задания: береза стоит слева от елки; заяц спрятался за елку; лисичка находится справа от елки ; воробей сел на березу и т,д Вот наша полянка и ожила. Сколько новых фигурок мы добавили (считают).Молодцы! Вы настоящие волшебники!

В результате дети быстрее усваивали материал по разделам : ориентировка в пространстве ( уточнение отношений: справа, слева, за, под, перед, от, на); закрепляли представления о геометрических фигурах (круг, квадрат); закрепляли представления о числовом ряде, количественный счет, счет до10.

Учитывая, что занятия оригами –довольно кропотливый труд, применялись различные формы работы с детьми. Объяснения начинались с загадки, вносилась готовая модель поделки, проводились дидактические игры. Занятия были интересны детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Изготовленные поделки применялись как и на занятиях по математике, так и пригодились в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Театр», «Почта». Что бы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал интерес, в свободной деятельности мастерили уже известную модель. Это позволило освоить последовательность основных приемов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.

В подготовительной группе в серии занятий «Чудеса из бумаги» использовалось усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребенка.

Если ребенок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает схемы, составляет готовые оригами и панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук.

Поделки из бумаги мы использовали и для игр, и как дидактический материал на занятиях по формированию математических представлений.

В подготовительной группе мы продолжали проводить интегрированные занятия по математике и оригами один раз в месяц.

Например : Интегрированное занятие на тему: «Лебединое озеро». Цель: учить составлять и решать арифметическую задачу. Сначала мы смастерили лебедей двух цветов. Затем дети составили задачу (На озере плавало четыре лебедя, потом прилетели еще три белых лебедя. Сколько птиц стало на озере? Как вы узнали,Дети решали задачу. При решении задачи использовали знаки действий : плюс(+,минус(-) и знак отношения равно (=).

В результате дети быстрее усваивают материал по темам : арифметическая задача; знаки сравнения; знакомство со знаками сложения и вычитания; порядковый и количественный счет; геометрические фигуры; ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

Диапазон возможностей оригами велик : поделки из бумаги мы использовали и как украшения и оформления группы, участка, театральной деятельности, в качестве подарков малышам.

Таким образом, искусство оригами помогает нам осваивать основы такой сложной науки, как математика, а так же развивает художественный вкус, формирует творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.

Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а, следовательно, оказывают важное значение на формирование предпосылок к учебной деятельности.

Спасибо за внимание!

Использование оригами при формировании у детей дошкольного возраста математических представлений

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование оригами при формировании у детей дошкольного возраста математических представлений
Опубликовано: 18 января 2023 в 23:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование оригами при формировании у детей дошкольного возраста математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зверева (УИ 420148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД