Татьяна Астафьева
Статья из опыта работы «Учим сочинять сказки детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учим сочинять сказки детей дошкольного возраста»
Современные дети удивительны. Они каждый день совершают открытия. И заставляют нас воспитателей мыслить по-новому. Читать и слушать сказки им не интересно. Лучше посмотреть мультфильм на компьютере или телевизоре. А как же общеобразовательные задачи, которые мы должны реализовать в процессе воспитания. Это проблема всех дошкольных организаций- привлечь интерес будущего читателя к чтению и прослушиванию сказок.
Публикация «Статья из опыта работы „Учим сочинять сказки детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Существует очень много трактовок, а что же такое сказка для детей :
1. Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы;
2. Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были : Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощё нные бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый старец), Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское). Сказка, как правило, имела счастливый конец;
3. Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытие через героев.
4. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом;
5. Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого;
6. Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями.
Если вы внимательно прочтёте данные раскрытия понятий, вы заметите, что сказка-это выдумка или вымысел.
Современные дети очень любят что-то выдумывать и фантазировать. А мы воспитатели должны правильно направить мысли и идеи наших воспитанников.
Рассмотрим ситуацию:
После чтения русской народной сказки «Заюшкина избушка» один мальчик
высказался : «Если бы я написал эту сказку, то добавил бы ещё несколько героев, а то так скучно». Я у него спросила: «Каких героев ты бы хотел добавить?». На что он мне ответил: «Надо подумать…».
Удивительный мальчик, правда?. Но мысль о новых героях не покидала меня. На следующем занятии я предложила прослушать сказку и подумать, какого героя можно добавить и как изменится сюжет сказки. Это было восхитительно, когда мои воспитанники стали рассказывать «эту» сказку по- новому.
Интерес у детей вызывают не обычные вещи. Чтобы активизировать интерес к сказкам, я на занятиях стала использовать приём сочинения сказок. Для того, чтобы дети начали размышлять я предлагала отгадать, какие герои будут в нашей новой сказке. Затем подбирала проблемный вопрос, тем самым заставляя критически мыслить и побуждать детей к сочинению и фантазии.
Вначале это было больше похоже на рассказы и повести. Далее я предложила проанализировать несколько сказок, как они начинаются и как заканчиваются. Мои воспитанники с лёгкостью ответили, что почти все сказки начинаются со слов «жили-были», а заканчиваются очень хорошо- добро побеждает зло.
Наши сказки стали приобретать смысл. Дети сочиняли вместе со мной, я записывала и читала их через небольшое количество времени, предлагала сравнивать с другими.
Со временем я поняла, что детям чего нам не хватает. А что если мы будем создавать наших героев из различных коробочек из под чая. Для их приготовления нужна цветная бумага, клей и ножницы.
Дети в процессе подготовки героев начинали звук подражать, говорить о повадках животных и поведении своего героя. Сказки стали обретать драматический смысл и запоминались им легче.
На развитии речи мы применяем такой метод, как рассказывание сказок по мнемотаблицам. По ранее сочинённым сказкам я сама рисую мнемотаблицы и предлагаю ребятам вспомнить свои сказки и рассказать. Дети с большим интересом работают по данной методике.
Главную роль в создании чего-то нового и необычного играет воспитатель. Но не забывайте, что дети живут в волшебной стране детства и там намного больше всего нового и интересного, что они могут нам предложить. Научитесь слушать и слышать своих воспитанников!
Данный опыт работы я распространяю в своём детском саду. Дети через самостоятельное сочинение сказок стали любить и уважать все сказки. Теперь они понимают, какой это труд. Мои воспитанники стали более раскрепощёнными в общении, размышлении и фантазии. Теперь любое занятие мы можем начать с проблемного вопроса: «Как помочь …., что бы вы сделали, как по-другому поступить….
Образовательная деятельность конечно же имеет рамки по времени, но мы воспитатели - самые главные волшебники в мире детства детей и сможем правильно направить их мысли и фантазии.
Я предлагаю вашему вниманию сказку, которую мы сочинили вместе с моими воспитанниками.
«Зимние друзья»
Над волшебным лесом жили 4 королевские семьи их звали Времена года- это Лето, Осень, Зима и Весна. Пришло время зимы. В этой семье жил папа-Мороз, мама Метелица и их дочка Снежинка. Зима спустилась в сказочный лес и покрыла всё белой скатертью. Зайцы сменили шубки, все белки укрылись в своих дуплах, медведь залёг в спячку. Только снежинке было очень грустно одной. Вокруг только белый и холодный снег. С её глаз катились слезинки. И вдруг снежинка заметила, что от её слёз снег стал липкий. Она слепила из него комочек снега, а потом ещё один, ещё один….поставила их друг на друга и… получился снеговик. О, чудо, снеговик заговорил с ней. Он открыл глаза и увидел рядом с собой белую снежинку и сказал : - Ты такая белая и пушистая, как я. Давай дружить! Они взялись за руки, и пошли в замок Зимы. С тех пор снежинка больше не грустила. Они всегда были вместе.