МААМ-картинки

Компетенции воспитателя и компетенции родителей, необходимые для воспитания детей старшей и подготовительной группы

Натали Носова
Компетенции воспитателя и компетенции родителей, необходимые для воспитания детей старшей и подготовительной группы

Ни для кого не секрет, что существующая в нашей стране система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть развивающихся дошкольных

образовательных учреждений. Сегодня эти организации, в первую очередь, ориентированы на потребности семьи и самого общества. С 1 января 2014 года в силу вступили Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Изменениям в сфере дошкольного образования способствовали появлению новой концепции дошкольного воспитания. В ней впервые была провозглашена идея самоценности дошкольного периода. ФГОС определил переход на новую ступень взаимодействия педагогов с родителями. Теперь, обязательным условием в развитии отношений между детским садом и семьёй является новая открытая модель партнерского, конструктивного взаимодействия родителей и педагогов. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Тем не менее необходимо учитывать принципы, на которых строится это взаимодействие: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество без наставничества, применение разнообразных форм взаимодействия. Каждый детский сам может самостоятельно определить для себя какие приоритетные направления, способствующие условиям реализации ФГОС, однако, есть общепринятые цели, которые определяют общие задачи для всех участников образовательных отношений. Так, формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и личностного развития каждого ребенка. Я согласна с утверждением о том, что за долгую историю развития человечества сложились две главные ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей значима и представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Поэтому на современном этапе взаимодействие педагогов с родителями предполагает не просто партнерство, а взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. И не стоит забывать, что это общение должно строится на обоюдном желании родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Публикация «Компетенции воспитателя и компетенции родителей, необходимые для воспитания детей старшей и подготовительной группы» размещена в разделах

Различные формы работы детского сада с родителями воспитанников можно условно разделить на:

-на активные и пассивные,

-на групповые и индивидуальные,

-на традиционные и нетрадиционные.

В своей работе мы постоянно используем такие формы, как наблюдение, беседа, опрос и анкетирование. С одной стороны эти методы можно отнести к диагностическим, с другой, мы активно используем их при знакомстве с членами семьи, понимании их интересов, приоритетов, ценностей и семейных традиций. Сейчас широко используются рекламные методы. Такие, как работа сайта ДОУ, публикации, публичные отчеты, информационные стенды и т. д.

Существующие нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые и наглядно – информационные. Родители отмечают наиболее интересные из них, это – познавательные.

«Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты сада. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Следующая интересная форма – это «Родительский клуб». Это особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи:

• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

• Содействовать формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

• Способствовать формированию партнерских взаимоотношений родителей с детским садом.

• Содействовать личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности.

Тщательная подготовка, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

«Родительские собрания». Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители редко проявляют активность. Это говорит о том, что необходимо разнообразить формы проведения родительских собраний. Для этого можно использовать следующие варианты:

«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается разными родителями.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Эта форма очень нравится активным родителям, предпочитающим живое общение.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование, ответы которого можно инкогнито обсудить со всеми.

«Мастер – класс». Форма собрания, где демонстрируют свои достижения родители в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому выбрать свою интересную тему. В конце собрание подводиться итог.

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта нашей группы». Это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Мы постоянно оформлять групповые стенды «Для Родителей», содержащие информацию по всем разделам.

С большим интересом родители рассматривают работы детей, оформленные на специальном выставочном стенде. В нашей группе он обновляется ежедневно, для работ существуют специальные разноцветные кармашки, а все работы после выставки попадают в личное портфолио детей, с которым мы знакомим родителей.

В разделе «Советы» под руководством специалистов мы представляем их рекомендации по различным вопросам. Тематика этих материалов разнообразна.

В работе с родителями можно использовать такую форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Их тематика так же разнообразна. Удобство их состоит в том, что они могут выставляться при необходимости. На мой взгляд, досуговые формы организации общения лучше всего способствуют установлению теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Новогодний карнавал», «Папа, мама, я - дружная семья», «День Защитников Отечества», «Мамин праздник» и др. Праздники помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Мне всегда импонировали эти формы взаимодействия, потому что радость от выступлений ребят и хорошее настроение, позитивный настрой так же действует на всех окружающих и создает соответствующую атмосферу. Именно в такие минуты родители делятся своими успехами детей, а педагоги чувствуют свою профессиональную к ним сопричастность.

В целом, подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть, какими бы не были разнообразными методы и формы работы с родителями, педагоги групп остаются главным действующим звеном в работе дошкольного учреждения. Личность педагога, его взгляды, уровень образованности, культуры, личной профессиональной заинтересованности, тактичности, не конфликтности - все это залог успешной работы с родителями, создания открытой и доступной образовательной среды, такой среды, где реализуются не только федеральные стандарты, но и наши мечты и надежды на будущее, а это важно для всех нас.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

«Волшебная осень «радужных» умельцев». Выставка совместных работ детей старшей группы, их родителей и воспитателя«Волшебная осень «радужных» умельцев». Выставка совместных работ детей старшей группы, их родителей и воспитателя "Осенняя пора - очей очарованье. " Эти строки поэта-классика особенно западают в души маленьких наблюдателей и ценителей природы,когда.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компетенции воспитателя и компетенции родителей, необходимые для воспитания детей старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 5 октября 2021 в 10:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД