Получи документы

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС

Ирина Касатова
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС

Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями. Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма. Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития. Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих нормально видящих сверстников. Из-за недостаточного зрительного и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего в сохранении прямолинейности движения. Качество ходьбы характеризуется большой неуверенностью. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, согласованности их движения, низкий наклон головы. Скорость бега ниже нормы. В прыжках также встречаются затруднения, у большинства не развит навык правильного отталкивания. Специфика движений проявляется и в лазании,где основным показателем являются согласованность движения рук и ног, а также зрительный контроль за движением. Метание характеризуется слабой силой броска, фиксацией взором выполняемых действий. Таким образом коррекционно-педагогическая работа средствами физического воспитания детей с нарушением зрения в условиях дошкольных учреждений заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков и умений для интеграции их в сообщество сверстников (Плаксина Л. И., Сековец Л. С., Денискина В. З.)

Публикация «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС» размещена в разделах

Говоря о низкой двигательной активности детей с нарушением зрения, немецкий тифлопедагог Фридрих Цех писал, что главное последствие нарушения в физическом отношении состоит в том, что оно ограничивает свободу движений. Поэтому основной задачей воспитания, он считал физическое воспитание.

При проведении физкультурно-оздоровительной работы мы создаем такие условия :

1. Гигиенические — это соблюдение режима дня и зрительной нагрузки; рациональное освещение рабочего места (спортивного зала, площадки, использование благоприятной для зрительного восприятия цветовой гаммы окружающих предметов, спортивного инвентаря, наглядных пособий.

Яркие пособия и нестандартное оборудование, способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные функции.

- спортивная форма и обувь;

- личная гигиена (чистые очки, прочность окклюдора, специальные приспособления для держания очков);

- гигиена окружающей среды (влажная уборка, проветривание).

2. Педагогические — это постоянный врачебно-педагогический контроль над самочувствием детей, индивидуальный и дифференцированный подход при регулировании физической нагрузки с учетом возраста, степени и характера нарушений.

3. К психологическим условиям можно отнести следующие: создание благоприятного психологического климата, создание ситуаций успеха, поощрение воспитанников, формирование устойчивой мотивации к выполнению физических упражнений и осознанному отношению к своему здоровью.

При организации двигательной активности детей с нарушением зрения, в нашем дошкольном учреждении, мы учитываем рекомендациях врача-офтальмолога, диагноз, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение.

Основными формами педагогической работы являются индивидуальные и групповые занятия по развитию двигательных навыков, ориентировки в пространстве. Структура занятий, их содержание, сохраняется типовая, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса. В занятиях необходимо обеспечить комфортность. Физические упражнения должны способствовать «мягкой» активизации функциональных систем, положительному эмоциональному настрою и качеству оздоровительного воздействия. В упражнениях корректируем ошибки детей в движениях, особенно это касается осанки. Необходимо использовать ориентиры, как зрительные, так и слуховые (удар в бубен, хлопок, звон колокольчика.) использование ориентиров зависит от диагноза и типа выполнения задания. Обязательно включаем упражнения для кисти рук, для развития мелкой моторики. Также необходимы упражнения для туловища и позвоночника. Упражнения в парах полезны для коммуникации и взаимодействия детей, повышение эмоционального фона занятия. Лучше, если дети при выборе партнеров будут ориентироваться на одинаковый рост своих товарищей. Это оказывает положительное влияние на качество выполнение упражнений. Перестроения способствуют развитию ориентировки детей в пространстве. Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей. Такие дети любит играть и совершенно так же, как и зрячие, могут играть почти в любую игру, только их нужно научить играть, помочь овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям ребёнка.

Для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка.

В работе используются игры с ловлей и увертыванием, лазаньем и перепрыгиванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера:

- «Прокати мяч в ворота»;

- «Попади в цель»;

- «Позвони в колокольчик»;

- «Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;

- «Проследи за движением ленты»;

- «Набрось кольцо» и другие.

Подвижные и спортивные игры и упражнения используются в течение всего дня: утренней и вечерней прогулке, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.

В коррекционно-педагогической работе по физическому воспитанию используем разнообразные упражнения на снятие зрительного напряжения:

1. Зрительные гимнастики

2. Дыхательные гимнастики

3. Пальчиковые гимнастики

4. Ритмические гимнастики

Проводя эти виды гимнастик, учитываем индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья.

Постепенно увеличиваем нагрузки за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетаем их с двигательной активностью, что является эффективным средством для профилактики нарушений зрения, а также развития подвижности глаз.

Содержание ритмической гимнастики строим на знакомых упражнениях. Упражнения просты и по структуре. Это общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, элементы танца) с добавлением стилевых деталей из современных танцев. Ритмическая гимнастика повышает интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Пальчиковую гимнастику проводим ежедневно по 3-5 мин. индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и состояния зрительного восприятия. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнение включается в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами при помощи взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцами свершаются самостоятельно. Такая гимнастика создает благоприятные эмоциональный фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев.

Традиционным стало проведение в нашем дошкольном учреждении Дней здоровья, Малой Олимпиады (зимней и летней, спортивных праздников и развлечений. Тематика физкультурно-оздоровительных досугов разнообразна.

Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения, а так же и родителей воспитанников.

Нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей ценностей здорового образа жизни. Работа строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в семье). Вопросы адаптивной физической культуры, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе нашего дошкольного учреждения для родителей оформлен уголок Здоровья. Родители совместно с детьми принимают участие в конкурсах, проявляя при этом творческие навыки. Родителей привлекаем к участию в совместных занятиях, досугах, праздниках.

Таким образом, создавая в процессе адаптивной физической культуры комплексную здоровьесберегающую, коррекционно-развивающую среду и создавая вышеописанные условия, мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, формируем адаптационные способности к жизнедеятельности в социуме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : Учебник в 2 т. Т. 1. /Под ред. проф. С. П. Евсеева. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : «Советский спорт», 2005.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд. ,М. :Мозайка- Синтез, 2014.

3. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. -Н. Новгород, Изд. Ю. А. Николаев, 2001г.

4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения /Частные методики адаптивной физической культуры : Учебно-методическое пособие, глава 2. /Под ред. Л. В. Шапковой. - М. : «Советский спорт», 2003г.

5. Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и школе. Научно-методический журнал №6,2005г.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_k03hr.pptx | 10129,13 Кб
 
Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Интерес к наблюдениям в природе и труду как средство экологического воспитания дошкольников с нарушением зрения Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка и осуществляется с помощью различных.

Конспект НОД по методике физического воспитания детей с нарушением речи Старшая группа Программное содержание. Коррекционно-образовательные задачи: - упражнять в лазании переменным шагом; - упражнять в игре с.

Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека,.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования Инструктор по ФК М. В. Орел, МБДОУ «Детский сад №8» Задачи: 1. Изучение образовательного пространства ДОУ на основании стандарта 2. Ознакомление.

Педсовет «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях ФГОС» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №53» Педсовет №4 Тема: «Создание условий для полноценного физического развития детей в условиях.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в условиях ФГОС ДО «Запоминай-ка!» Пояснительная записка Проблема запоминания является достаточно распространенной и актуальной. Неумение удерживать в памяти информацию, правила.

Развитие индивидуальных способностей и природных данных детей средствами физического воспитания Гимнастика удлиняет молодость человека Д. Локк, английский философ и педагог Охрана и укрепление здоровья детей, их физическое и психическое.

Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Коррекционно-развивающая среда детского сада - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 13:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД