Папки-передвижки

Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании

Мария Семибокова
Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании

В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровню детского развития, инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования.

Публикация «Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании» размещена в разделах

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Что же такое инклюзивное образование?

Р. В. Жаворонков предложил следующее определение инклюзивному образованию : «Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода успешно работают при организации инклюзивного обучения.

Деятельностный подход (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра. Именно в игре на данном возрастном этапе рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Под личностным подходом (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.) принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым ребенок осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях : взрослых и сверстниках. Личностный подход как направление деятельности педагога - это базовая ценностная ориентация, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход имеет много общего с индивидуальным подходом, но отличается тем, что преследует главную цель – развитие личности, «принятие ее такой, какая она есть», а не ее «переделывание» под заданный стандарт и подавление ее индивидуальности. Личностный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 61» с 2004 года были открыты коррекционные комбинированные группы. Начиная со старшего дошкольного возраста, была произведена интеграция (инклюзия) детей с ОЗВ (ЗПР) и детей с нормой в развитии.

Основная цель - это «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».

С детьми с ОВЗ работают специалисты: воспитатели комбинированной группы, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Работа с детьми ведется по программам: «Подготовка к школе детей с ЗПР» (авторы — С. Г. Шевченко, Р. В. Былич, И. А. Кузнецова, Р. Д. Тригер, И. Н. Волкова И. К. Белова, Г. Н. Максимова, «Детский сад 2100» (автор – А. А. Вахрушев., Т. Р. Кислова., Е. В. Бунеева, М. М. Борисова, «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторы - М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова, «Подготовка к школе детей с недостатками речи» (автор – Г. А. Каше, использовалось программно-методическое пособие «Система работы со старшими школьниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения» на основе образовательной системы «Школа 2100» «Детский сад 2100», в которых учитываются все принципы личностно-деятельного подхода.

Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения. При разработке этого маршрута учитываются:

- данные диагностических обследований специалистов детского сада, специалистов ПМПК;

- сведения полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей;

- результаты психологического наблюдения за детьми;

- выбор оптимальных подходов в организации учебного процесса.

Была введена частичная интеграция некоторых видов занятий: (познание, математика, коммуникация) и совместные занятия (художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, музыкальное воспитание; так же совместное пребывание в одной группе и соблюдение всех режимных моментов, досугов, игр.

Так как в группе находились дети с разным уровнем психического развития, а обучать и воспитывать необходимо было всех и сразу, то приходилось искать новые подходы в совместном обучении и воспитании детей, учиться создавать комфортный психологический климат в группе (учет индивидуально-типологических особенностей детей при организации учебно-познавательного процесса; выбор варианта учебного плана, обеспечивающего доступность учебного материала; личностно - деятельностный подход к каждому ребенку; формирование навыков самооценки и самоконтроля, вести коррекционно-развивающую работу на всех этапах: познавательном, игровом, продуктивном, трудовом.

Работая в данной комбинированной группе сначала воспитателем, а затем учителем – логопедом мы с коллегами пришли к тому, что использование всех принципов личностно-деятельностного подхода (принцип личностного подхода, самоактуализации, индивидуальности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, диалогичности, построения образовательного процесса (интеграции учебного материала, с учетом возрастных и психологических возможностей каждого ребенка, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, а также методов и приемов ведет к коррекции и ликвидации обнаруженных затруднений у детей с ОЗВ и улучшает качество полученных ЗУН у детей с нормой в развитии, также воспитывается чувство толерантности, взаимопомощи и ответственности.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, подбор подходов, форм, методов, которые должны строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. Тогда совместное обучение и воспитание детей будет продуктивным, а дети счастливыми!

Публикации по теме:

«Проблема воспитания патриотизма в дошкольном образовании». Статья из опыта работы В настоящее время наше государство выражает явную обеспокоенность состоянием духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей.

Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста. Деятельностный подход к развитию детей дошкольного возраста. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста»..

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость Цель: совершенствование теоритической.

Консультация «Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении» Современная система дошкольного образования в России развивается, как вариативная, что достигается прежде всего за счет многообразия образовательных.

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении. Все здоровые.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Личностно-ориентированное воспитание дошкольников Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении Профессиональные компетенции педагога в инклюзивном дошкольном учреждении Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка.

Семинар-практикум «Компетентностный подход в дошкольном образовании. Компетентность в области личностных качеств» (Слайд №1) 1часть Теоретическая Тема нашего заседания: «Компетентностный подход в ДО. Компетентность в области личностных качеств».Почему.

Статья «Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми» Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании
Опубликовано: 13 января 2016 в 04:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД