Соколова Наталья Николаевна
Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей одна из актуальных проблем вот уже на протяжении несколько лет. Ведь от развития речи зависит дальнейшая судьба ребенка. Особенно это видно в старшем дошкольном возрасте, когда дети не могут соединить несколько предложений (составить описательный рассказ из нескольких предложений). Можно отметить, что проблему развития связной монологической речи дошкольников достаточно широко освещают в методической литературе. Тем не менее, чтобы решить эту проблему необходимо усилить специальную систематическую работу по развитию у детей монологической речи, чтобы к началу школьного обучения уровень развития связной монологической речи значительно вырос, чтобы не создавать детям дополнительные трудности в процессе обучения. Для этого целесообразно использовать картины картинки. Целью такой работы будет выступать повышение уровня развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством метода составление описательного рассказа по картине (картинке).
Публикация «Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине» размещена в разделах
Методы, используемые в работе: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; непосредственное наблюдение за самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения; рассказывание, беседы, обсуждение проблемных ситуаций, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
В процессе обучения дети овладевают умениями:
— пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
— понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников и т. д.
— в описательных рассказах по картинам (картинкам) правильно подбирать слова, характеризующие особенности изображения; с помощью взрослого находить выразительные средства, устанавливать взаимосвязи цвета и оттенков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
— сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события, развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения, развязка (окончание);
— различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
— в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т. д.);
— в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни. В беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале — главное, затем детали, которые дети должны заметить сами.
Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно по-добрать с детьми эпитеты, сравнения. Детей обучают следующим типам высказываний:
— описанию и сравнению предметных картин;
— описанию сюжетных картин;
— повествованию по серии сюжетных картин.
Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.
1 часть – подготовка детей к пониманию содержания картины.
2 часть – углубление восприятия картины и подготовка к самостоятельному рассказыванию.
3 часть - рассказы самих детей и их анализ.
Также очень хорошо использовать дидактические и развивающие игры:
Игра «С подзорной трубой»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например, мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава.
Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.
Игра «Кто в кружочке живет?»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см, фломастер одного цвета (например, синий).
Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.
Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.
Эти игры или игры такого образца помогают повышать интерес детей к описательным рассказам путем подбора эмоционально значимых для детей объектов описания, а также формирует умение детей самостоятельно составлять рассказ, опираясь на личный опыт.
Методологической и теоретической основой данной работы являются лингвистическая характеристика речи-описания как типа монолога (М. М. Алексеева, Л. А. Введенская, Т. П. Колодяжная, О. А. Нечаева, В. И. Яшина); теоретические положения о развитии начал произвольной памяти у старших дошкольников (А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, З. М. Истомина.); теория развития монологической речи у детей дошкольного возраста (М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова и др.); положения о педагогической технологии (Г. К. Селевко, М. В. Кларин, В. А. Сластенин и др.).
По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается — дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.
Речь детей будет развиваться и совершенствоваться быстрее и лучше, если родители будут активно интересоваться жизнью ребенка, слушать советы воспитателей и консультироваться со специалистами в оказании посильной помощи ребенку если он в ней нуждается.