Папки-передвижки

Статья: «Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития»

Альбина Лебедева
Статья: «Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность изучения проблемы задержки психического развития (ЗПР) обусловлена тем, что за последние годы стремительно растет количество детей с задержкой психического развития. К примеру, в массовой школе все чаще встречаются неуспевающие дети (в основном в возрасте 7-10 лет, у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития. У детей c ЗПР недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий, что связано с низким уровнем их познавательной деятельности, который ведет к недоразвитию речи и мышления. Таким детям тяжело вливаться в социум, ведь не каждый способен адекватно воспринимать детей с данным нарушением.

Публикация «Статья: „Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах

Сложность таких детей заключается в том, что в их поведении преобладает высокая тревожность и степень психоэмоционального напряжения, присутствуют негативные переживания, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально-личностных связей с близкими людьми. Им, как и всем людям, нужно усваивать социальный опыт, проходить этапы социализации и участвовать в общественной жизни. Но физические и психические недостатки существенно влияют на их развитие, не давая таким детям возможности полноценно реализовать себя, как личность.

Существует множество методов коррекции психического развития детей, однако одним из самых интересных и действенных методов выступает музыкальная терапия.

«Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка».

Таким образом, сущность данного метода состоит в следующем: пробуждение у детей эмоционального отклика на музыкальные произведения, и совместно с этим оказание эффективного лечебного воздействия на психические процессы детей, помимо этого, музыкотерапия восстанавливает и укрепляет силы ребёнка, раскрывает его внутренний потенциал и истинный интерес к окружающему миру.

Существует две формы музыкотерапии – активная (когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивная (рецептивная, когда детям предлагается просто прослушать музыку.

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с ЗПР выделяет несколько комплексов музыкальных упражнений в зависимости от их направленности.

Первый комплекс упражнений направлен на развитие слухового внимания. Здесь занятия музыкой включают в себя : звукоподражание и подпевание; пальчиковые и жестовые игры; контактные игры; игровой массаж; музицирование на детских музыкальных инструментах. При этом рекомендуется использовать композиции П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, и др.

Второй комплекс упражнений способствует развитию чувства ритма. Игры здесь сопровождаются стихами, потешками, в которых реальный мир представлен красочно, творчески и доступно детям.

Третий комплекс направлен на развитие пространственного представления. Здесь детям предлагается ходить в разных направлениях, танцевать и водить хороводы.

Четвертый комплекс развивает координацию движений и мелкую моторику. Здесь можно исполнять песни с показом действий, использовать музыкально-речевые игры. Особенность данных упражнений состоит в том, что здесь большой акцент делается именно на движения пальцами.

Последний комплекс направлен на развитие навыков коммуникации. Одним из таких упражнений является вращение обруча: дети садятся в круг, им дается большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки постоянно меняется).

Музыкальная релаксация : данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности, а вот игра на скрипке или фортепиано очень хорошо расслабляет. Успокаивающий эффект могут принести звуки природы.

Данные комплексы упражнений являются достаточно эффективными, так как они содержат в себе упражнения, развивающие различные виды способностей ребенка, которые при правильном и последовательном использовании способствуют гармоничному и целостному развитию детей.

Благодаря музыкотерапии дети усваивают нормы правильного поведения, учатся отстаивать свою позицию, тем самым формируя свой характер. Музыкотерапия раскрывает внутренний мир ребенка, его потенциал, и в то же время обогащает его интересными знаниями, яркими переживаниями, чувствами, способностями видеть и слышать окружающий мир, тем самым воспитывая любовь к музыкальному искусству, формируя нравственные качества личности и эстетический взгляд на вещи.

Список литературы:

1. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Джульетта Алвин, Эриел Уорик:под ред. Э. Уорик; пер. с англ. [Ю. В. Князькиной]. — 3-е изд. ,стер. — М. :Теревинф, 2008.-208 с.

2. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 224 с.

3. Детский аутизм и АВА : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : 4-е изд. / Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.-208 с.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья: «Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития»
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 21:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья: «Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Лебедева (УИ 3045640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД