МААМ-картинки

Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников

Шагалова Елена
Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольник – это ребенок «почемучка». Ребенок «почемучка» - это исследователь. Незабываемые, прекрасные минуты духовного и физического здоровья, отдыха, дарит природа ребенку. Осваивая правила поведения в природе на отдыхе, собирая грибы, ягоды, лекарственные растения, где дети учатся быть хозяевами своего дома. Задача взрослого заботиться и следить за тем, что с раннего возраста ребенок должен сочувственно, гуманно относиться к любой форме жизни, заботиться обо всем, что вокруг него, уметь беречь не только свою любимую игрушку, а также что его окружает в природе и все красивое и интересное.

Публикация «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников» размещена в разделах

Мы знаем, что в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование представлений о природе проходит особенно успешно, если использовать различные формы наглядного дидактического материала. Это могут быть разнообразные демонстрационные картины, раздаточный дидактический материал, мультмидийные презентации, дидактические слайды, репродукции картин, диафильмы и видеофильмы, дидактические тетради. Что позволяет воспитателю сделать образным его объяснения, чтение познавательной и художественной литературы, что помогает ребенку показать то, что стоит за словом и не доступно для наблюдения. [3].

В ходе непосредственных наблюдений, наглядные дидактические пособия помогают уточнить и закрепить представления детей об объектах, предметах, явлениях природы, которые не всегда можно увидеть в данный момент или невозможно. В процессе использования наглядных дидактических пособий, можно знакомить детей с протеканием длительных явлений в природе, т. к. сезонные изменения в природе. Обобщение знаний детей природоведческого содержания, способствует использование дидактических пособий. [2].

Необходимо сказать и о значении наглядных дидактических пособий для эстетического развития детей. Использование репродукций картин, просмотр различных кинофильмов или видеофильмов имеет особое значение. Интерес к явлениям и объектам природы, развивает познавательную активность детей, через использования дидактических пособий. Чтобы выполнить все эти задачи с положительным результатом к дидактическим пособиям предъявляются определенные требования, таки как ясность замысла художника, реалистичность изображения явлений и предметов, художественная выразительность материала, которая представлена в единстве с содержанием и его познавательной ценностью.

Каждый детский сад и отдельные воспитатели имеют различные дидактические пособия, которые правдиво и разнообразно отражают природу: фотографии, картинки, календари природы, использование репродукций произведений известных художников. Все эти дидактические пособия могут быть использованы самым разнообразным способом в работе с детьми. Для формирования у детей новых представлений и уточнения которые есть можно использовать рассматривания, рассказывания, различные беседы, игр-путешествий, оформлять выставки, а также проведения досугов и для самостоятельной работы. Картинки для календарей природы играют большую роль, где изображены разнообразные атмосферные явления, и их можно использовать, для фиксации наблюдений за погодой. [2].

В системе экологического образования дошкольников особое значение и место занимают разнообразные дидактические пособия. Например, дидактические тетради и лэпбук, которые используются в процессе экологического обучения детей. Через разнообразные элементы познавательного характера, с которыми взаимодействуют дети, происходят опосредованно новые знания. У детей конкретизируются, закрепляются, расширяются, уточняются и систематизируются имеющиеся у них представления о природе при использовании дидактических пособий [1].

Лэпбук представляет собой мини-книжку или папку-раскладушку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы лэпбука могут быть узкими, такие как «Листья», «Собаки», «Ягоды» или широкими: «Погода», «Животные», «Осень» и т. д. В лэпбуке много разнообразных конвертиков и кармашков, в которых содержится необходимый систематизированный материал, и могут быть иллюстрации для изучения и закрепления знаний по какой – либо теме. Лэпбук помогает детям быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Лэпбук является тематическим, так и дидактическим пособием. Он должен иметь четкую структуру и яркое оформление. В идеале лэпбук может разрабатываться специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Возраст ребенка для начала работы с лэпбуком – 5 лет. Изготовление лэпбука очень хорошо будет осуществляться совместно с детьми и тогда некоторую информацию они могут запомнить в процессе его изготовления. В ходе работы с дидактическим материалом дети выполняют различные задания, проводят наблюдения, изучают и закрепляют экологические представления. Лэпбук является итоговым результатом совместной работы взрослого с детьми по разнообразным темам. Чтобы изготовить лэпбук этому предшествуют различные виды занятий и игр, обыгрывание и обсуждение сложных вопросов, выполнение исследовательских заданий. Имея впоследствии его под рукой, любой ребенок может актуализировать свои знания по той или иной теме. В таком случае дети будут готовы к изготовлению лэпбука вместе с воспитателем. Поэтому лэпбук действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Дидактические тетради используются для закрепления материала, а также для более эффективного усвоения знаний по экологическому воспитанию. Дидактические тетради являются важным способом развития детской памяти. Поэтому, чем более доступными, удобными, красочными и качественными будут дидактические тетради, тем лучше ребенок усвоит программный материал. Так как наглядность обладает свойством притягивания детского внимания и сосредоточения его на чем-то одном, это способствует быстрому и прочному закреплению материала. Дидактические тетради могут быть полезны не только воспитателям детского сада, но и родителям, чтобы они смогли развивать своего ребенка дома самостоятельно. Родители смогут играть в познавательные игры с детьми, что хорошо скажется на познавательном развитии ребенка.

Вместе с тем дидактические пособия оказывают большое значение на развитие различные мыслительных операций, таких как обобщение, сравнение, классификация и прочие. Развивают у детей восприятие, внимание, память[4]. Дидактические пособия можно использовать для закрепления знаний, которые получили дети во время наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, так и в ходе организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы. Дидактические пособия оказывают влияние эффективнее и быстрее, если их рассматривать и использовать, употребляя правильные обозначения-термины, которые даются доступные пояснения содержания при этом исключить уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи, при этом формируются реалистические представления о природе. При проведении дидактических игр, упражнений, при создании проблемных образовательных ситуаций, можно использовать разнообразные дидактические наглядные пособия [3].

Познавательные видеофильмы оставляют яркие впечатления у детей. Необходимо, чтобы в детском саду имелись в фонотеке различные музыкальные произведения, как классические, детские так и современные, которые отражали бы мир природы, её явления и конечно деятельность людей. Является важным условием полноценного экологического образования детей в детском саду, это наличие разнообразных дидактических пособий, художественных произведений, которые содержательно и эмоционально отражают объекты и образы природы. Положительных результатов в работе экологического образования можно достичь только в результате комплексного использования наглядных и дидактических пособий. Содержание работы реализуется через создание различных проблемных ситуаций во взаимоотношениях с природой, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека в природе и свободного выбора ребенка своего отношения к природе, в соответствии комплексного использования наглядных и дидактических пособий[4].

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании, где закладываются основы мировоззрения человека, формируя у детей их отношение к природе и всему окружающему миру. Начальное ощущение окружающего мира складывается на этапе дошкольного детства, когда ребенок накапливает знания о разных формах жизни, получает первые эмоциональные впечатления о природе[1]. Основной частью использования дидактических пособий состоит в формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практического отношения к окружающей среде, к своему здоровью на основе единства чувственного и социального окружения человека. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать вывод. В дошкольный период формируются первоосновы экологического сознания, образования, культуры, при условии, если взрослые сами обладают экологическими знаниями : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по этому поводу, умеют показать маленькому ребенку мир природы и помогут наладить взаимоотношения с ним.

Литература

1. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании// Дошкольное воспитание. 2010. №7. С. 70-73.

2. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998.№7. С. 26-34.

3. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2011

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика- Синтез, 2015.

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий».

Использование наглядно-дидактических пособий для развития сенсорных представлений младших дошкольников «Использование наглядно-дидактических пособий для развития сенсорных представлений младших школьников» Младший дошкольный возраст – благоприятное.

Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирование «Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирование Природа - это один из определенный неиссякаемый источник.

Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников. Выступление из опыта работы «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.

Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Воспитатель Неизвестных Татьяна.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Эффективность использования дидактических пособий, созданных своими руками, на занятиях кружка по ФЭМПЭффективность использования дидактических пособий, созданных своими руками, на занятиях кружка по ФЭМП Дидактические пособия, созданные своими руками, позволяют нам развивать познавательные способности детей, творческий потенциал и фантазию.

Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников. Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, перевоплощение, игровая роль, игровая традиция, социокультурные ситуации, «социальный заказ». Согласно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2017 в 04:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Шагалова Елена (УИ 58770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД