Приложение МААМ

Формирование культуры общения в старшем дошкольном возрасте в процессе организации игр-викторин

Анна Анатольевна
Формирование культуры общения в старшем дошкольном возрасте в процессе организации игр-викторин
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Публикация «Формирование культуры общения в старшем дошкольном возрасте в процессе организации игр-викторин» размещена в разделах

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Предполагает не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов.

Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между детьми конфликты.

Исходя из особенностей психологического развития детей старшего дошкольного возраста, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии часто выбирается игровая технология. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью». Так же понятие «игровые технологии» можно рассматривать как совокупность методов и приёмов организации педагогического процесса в виде конкретных игровых моделей»

По мнению Якубинского Л. П., формирование культуры общения в старшем дошкольном возрасте, происходит эффективнее в процессе организации игр викторин. Одной из разновидностей игровых технологий являются игры викторины. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и вовремя образовательной деятельности. Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений. Викторина – это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой викторины служат раннее полученные знания детей и вопросно-ответная схема проведения.

Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка и т. д. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и вовремя образовательной деятельности. Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений и формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Роль викторины, как средства общения, заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, соревновательный момент стимулирует познавательный интерес, развивает любознательность, чувство ответственности, партнёрства, коллективизма. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций. Викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений, поэтому необходима предварительная подготовка детей в разных видах деятельности. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение.

Правила подготовки викторин при формировании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста : темы викторин должны быть актуальными; вопросы должны быть четкими и понятными, рассчитаны на определенный возраст воспитанников, например, детям среднего и старшего дошкольного возраста вопросы викторины можно предложить в стихотворной форме в виде загадок; поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден; воспитанники должны иметь время на подготовку ответа; в викторинах должны быть победители.

Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей и формирует культуру общения у детей старшего дошкольного возраста, а также осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

По содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику); по тематике заданий (областям знаний) : музыкальная, литературная и др. Если рассматривать деятельность по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная; по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).

Как любой организованный процесс, викторина имеет несколько этапов: ознакомление детей с темой викторины; подготовка детей к выполнению заданий викторины; ознакомление с заданиями; ход викторины, в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины; заслушивание итогов, участие в процедуре награждения.

Таким образом, вовлечь современных детей старшего дошкольного возраста в образовательную деятельность и одновременно осуществить процесс формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста очень трудные задачи. Чтобы обучение и воспитание дошкольников способствовало становлению личности, необходимо развивать их познавательную и коммуникационную потребности. Перед педагогом встает вопрос, как заинтересовать детей, используя их же интересы. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Из множества видов игр хочется отметить викторину.

Игра-викторина дает возможность педагогу охватить сразу большое количество детей. Дети могут быть как участниками, так и активными зрителями викторины. В ходе проведения викторины создаются условия для взаимодействия детей, формирования умений командной работы, что очень важно для дошкольников. С викториной педагоги начинают знакомить детей в средней группе, а уже в подготовительной группе дети могут не только быть ее активными участниками, но и могут организовать ее сами.

Публикации по теме:

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры общения в старшем дошкольном возрасте в процессе организации игр-викторин
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 14:42
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры общения в старшем дошкольном возрасте в процессе организации игр-викторин» (включая файлы) размещена пользователем Анна Анатольевна (УИ 3185496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД