Получи документы

Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Залина Гафарова
Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Гафарова З. В., педагог-психолог

ГКУ РС (Я) «РДДИ УОД» г. Нерюнгри

Цель психолого-педагогической работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) - формирование социально-значимых умений и навыков, ориентация в социальной среде; формирование у детей максимально возможного навыка самостоятельности.

Публикация «Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Формирование и развитие чувственного опыта у детей с ТМНР включает комплекс психолого-педагогического воздействия на ребенка с целью оказания ребенку помощи в осознании собственного тела и окружающего пространства.

В случае с детьми, имеющих сложный комплекс нарушений, реализация этих целей возможна при условии широкого использования сохранных анализаторов – зрительных, слуховых, моторных, проприоцептивных, т. е. основанных на формирование чувственного опыта детей, как основы для дальнейшего решения коррекционно-развивающих задач.

Дети с ТМНР часто имеют опорно-двигательные нарушения, вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Физическое развитие детей не соответствует их биологическому возрасту, двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от друга уровнем моторного развития, тяжестью нарушений. Умственное, физическое, эмоциональное развитие этих детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок воспринимает окружающее. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт, именно на этот фактор и опирается вся работа [2, 4].

Для реализации эффективной работы необходимо создавать условия, активизирующие потенциальные возможности детей, учитывать их индивидуальные особенности, использовать специальные коррекционно-развивающие приемы и методы работы.

Работа с детьми ведется от формирования элементарных умений к более сложным навыкам и включает такие разделы как: восприятие собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей, функция руки, развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия [1, 3]. Занятия с данной категорией детей проходят не только в групповой комнате, но и в темной сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность, потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре. Дети с интересом перебирают пучок фиброоптических волокон, им нравятся занятия с использованием пузырьковой колонны, сухого бассейна («Капает дождь», «Светлячки», «Ручейки» и т. д.) [5].

Приведем примеры разработанных и используемых нами игр для детей с различными нарушениями развития.

Упражнения «Где игрушка?», «Погремушка», «Найди и лови».

При обучении фиксации взгляда на неподвижном предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, без лишних деталей, располагаться на уровне глаз ребенка на расстоянии 45-50 см., если ребенок не смотрит на предмет, то педагог привлекает его внимание речью. Если ребенок не понимает речь, то можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка, то ему показывают более привлекательный для него предмет. В дальнейшем можно использовать предметы большего и меньшего размера и более сложные по конструкции (пирамидка, машина, кукла). Ребенок учится удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим увеличением времени фиксации взгляда. В этом упражнении реализуются такие задачи как: формирование зрительного восприятия; развитие зрительно-моторной координации, обучение ребенка замечать игрушку, реагировать на нее, повторять действия с игрушкой, контролировать действие глазами, узнавать используемые игрушки.

Упражнения с детьми с нарушением зрения «Где игрушка?», «Что звенит?», «Найди такой же».

Для детей с нарушением зрения проводится работа по локализации неподвижного источника звука, прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука, нахождение одинаковых по звучанию объектов. Педагог привлекает внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным прекращением звучания. В качестве источника звука используют музыкальные инструменты и предметы, издающие звук. В этом упражнении реализуются такие задачи как: формирование слухового восприятия; формирование умения различать игрушки по звуку и на ощупь.

Упражнения на восприятия собственного тела «Конверт», «Веселые ленты», «Платочек».

Педагог берет плотную ткань (можно использовать ленты, размером больше ребенка, и под стихотворения, потешки и т. д. заворачивает ребенка в ткань (пеленает). При этом упражнении ребенок четко прочувствует границы своего тела, желательно проговаривать части тела, до которых педагог дотрагивается. Движения не должны быть резкими и грубыми, чтоб не напугать ребенка и не сделать больно. В этом упражнении реализуются такие задачи как: формирование тактильного восприятия; восприятие собственного тела в пространстве.

Упражнения с элементами массажа с мягкими, колючими мячиками (губками, варежками) «Ёжик», «Забавная перчатка», «Капает капель».

Элементы массажа проводятся строго сверху вниз. Начиная с головы, переходим к рукам, далее туловище и ноги. Нельзя затрагивать некоторые зоны, которые приведут к перевозбуждению или доставят дискомфорт ребенку. Мягким мячиком проводим по телу под спокойное музыкальное сопровождение, массажными движениями, можно читать короткие стишки связные к теме проводимого занятия. В этом упражнении ребенок хорошо прочувствует все части своего тела, его границы, его положение (лежа, сидя).

Релаксационное упражнение на снятие психомышечного напряжения, в темной сенсорной комнате : «Дождь», «Солнечные зайчики», «Наблюдение за рыбками».

Ребенка нужно положить на мягкий пуфик, так чтоб ноги не касались пола. Музыкальное сопровождение должно быть спокойным и не сильно громким. Включаем «Тучку» (интерактивное оборудование в виде тучки со свисающими фиброоптическими волокнами в виде дождя) тихо и медленно проговариваем стишок, поглаживаем ребенка за руки и ноги, так чтоб ребенок почувствовал защиту и расслабился по мере своих возможностей. Так же можно использовать арома-палочки, масла и т. д. для достижения наилучшего расслабления. В этом упражнении реализуются такие задачи как: формирование тактильного восприятия; восприятие собственного тела в пространстве, обогащение чувственного опыта, мышечное расслабление.

Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны быть дозированы по времени и по степени сложности. Предоставляемое время для занятия с одним ребенком 7-10 минут, одно и то же упражнение проводится несколько рез в день. Вся работа, проводимая с детьми с ТМНР, ведется в содействии с врачами учреждения и инструктором ЛФК.

Таким образом, после проделанной работы, имеются положительные результаты. Все дети группы стали более подвижны, активны и эмоциональны в обыденной жизни. Детям нравится посещать занятия, стали проявлять интерес к игрушкам и производить с ними простые манипуляции (трясут, поднимают, рассматривают, катают, при помощи взрослого стараются устанавливать положительные эмоциональные контакты со взрослыми и детьми.

Мы планируем активно продолжать коррекционно-развивающую работу с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по развитию и обогащению их чувственного опыта, социализации детей. Это предполагает научение детей доступной самостоятельности, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Список литературы

1. Ананьева Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей – М., 1964.

2. Бейкер Б. Л., Брайтман А. Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. –– М., 2000.

3. Запорожец А. В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. – М., 1966.

4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др. ; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб., 2011.

5. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб., 2007.

Публикации по теме:

«Праздник снега». Сценарий праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Праздник снега» Сценарий праздника для детей. Цель праздника: • Вызвать эмоциональный отклик у детей, доставить радость, развитие интереса.

Групповое логопедическое занятие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи в 4 классе по теме «Предлоги в, на, под» Мной представлен конспект группового логопедического занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи, с. Дауна. Занятие проводилось.

Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие» Все дети нуждаются в любви и заботе и особенно те, чье развитие ограниченно в силу разных причин. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Конспект занятия по приготовлению пирожных из бисквитных коржей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Занятие по приготовлению пирожных из бисквитных коржей. С детьми с ТМНР (Тяжелыми и множественными нарушениями развития). Воспитатель:.

Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естественнее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы.

Особенности работы «Школы приёмных родителей» в детских домах-интернатах для детей с тяжелыми множественными нарушениями На базе Красно-Дубравского детского дома-интерната работает школа приемных родителей и подобран штат высококвалифицированных специалистов.

Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все.

Сценарий праздника, как средства развития детей с тяжелыми нарушениями речи «Лето» Оздоровительная досуговая деятельность как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Выполнили: Учитель-логопед – Минакова И. М.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Проблема взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии не новая, но очень актуальная на сегодняшний день. В нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорно-перцептивного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 28 января 2019 в 04:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД