Лучший педагог года

Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие»

Галина Штин
Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие»

Все дети нуждаются в любви и заботе и особенно те, чье развитие ограниченно в силу разных причин.

Работа с детьми с ограниченными возможностями начинается с установления в ними эмоционального контакта. Так важно настроиться на каждого ребенка – поймать его взгляд, погладить по голове, сказать таким тоном что-нибудь приятное для него, чтобы он улыбнулся. Понимать его состояние по различным не словесным проявлениям бывает не просто, на это может потребоваться достаточное время и силы.

Публикация «Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе „Милосердие“» размещена в разделах

Очень важно учитывать не только то, что подходит, нравиться ребенку, а также не упускать из поля зрения и особенности его сенсорной сферы, например, избегать тех стимулов, к которым ребенок проявляет повышенную чувствительность, на которые резко негативно реагирует и постепенно и аккуратно помогать его, находить способы повышать устойчивость к ним. Это непростое дело, оно требует вкладывать частичку самого себя в каждого ребенка. Много эмоциональных сил, своей энергии приходиться отдавать детям, с тяжелыми нарушениями развития.

Такие дети, хоть и по возрасту и чисто физически выглядят как уже сформировавшиеся, почти взрослые, но по своему эмоциональному и психическому развитию остаются на уровне маленьких детей. А маленькие дети нуждаются в пристальной заботе и внимание взрослых для того, чтобы развиваться и научаться чему-то новому. Понимание этой особенности детей, с которыми я работаю, помогает мне справляться порой со сложными моментами в их жизни и нашем с ними общении и взаимодействии. В силу своих особенностей они сопротивляются или активно отказываются от предлагаемых обучающих занятий или деятельности. Работая с детьми, имеющими нарушения развития важно набраться терпения и еще раз терпения, и стремиться к тому, чтобы они становились активными членами общества, не были изолированы.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируется с запозданием, в том числе и навыки общения. Развитие навыков общения сильно отличается от развития детей в норме. Такому ребенку трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с одним человеком. А когда приходиться организовывать таких детей для участия в группе возникает много сложностей. Навыки общения такому ребенку приходиться формировать в результате специальной работы.

На индивидуальных занятиях приходиться аккуратно выстраивать общение в ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет его представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Понимающий и помогающий взрослый знает, что у ребенка не всегда хватает психических возможностей, ведь его механизмы саморегуляции недостаточно сформированы. Педагог берет на себя большую часть в регулировании эмоциональных аффектов таких детей и постепенно возникают положительные изменения. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий, и следовательно становиться более открытым для общения с другими людьми, может быть участником детских игровых групп. Таким образом, появляются возможности для включения таких детей в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становиться таким своеобразным мостиком. Для развития и полноценной жизни человеку нужен человек. А детям с тяжелыми нарушениями развития нужно много любви и сострадания. Но одного сострадания и любви мало. Нужно понимание особенностей их развития и реальная оценка их возможностей. Нужно с одной стороны верить в детей и стараться развивать в них даже самые малые способности и поддерживать позитивные изменения. А с другой стороны помнить об их ограничениях и терпеливо ждать появления результатов.

Даже такие дети могут удивлять! Чувствуя безопасность и доброжелательность взрослого, ребенок может продемонстрировать свои скрытые ранее возможности. Мозг таких детей, изначально формировался в дефицитарных условиях и практически у всех детей страдает речь и произвольная деятельность, поэтому с ними лучше всего и полезнее делать акцент на непроизвольные виды деятельности такие как свободная игра, движения по подражанию, использовать элементы народных игр и потешек, читать им ритмичные стишки и тому подобное. В развитии таких детей не ждешь больших результатов. Здесь важно радоваться и замечать маленькие изменения и поддерживать их.

Человек развивается в атмосфере любви и принятия и таким детям важно его демонстрировать. Они тонко настроены на людей, от которых зависит их жизнь в прямом смысле, ведь сами они не могут себя полноценно обслуживать. Эмоциональная зависимость ни когда не уйдет из их жизни, самостоятельными они в полной мере не станут. Поэтому им нужна постоянная психологическая подпитка взрослого, что находиться рядом и ощущение стабильности от него. Это как безусловная любовь. И тогда в подобной атмосфере, ребенок с тяжелыми нарушениями развития будет способен попытаться раскрыть свои скрытые резервы и делать маленькие шажки в своем развитии.

В такой работе всегда важно понимать закономерности развития психики детей и особенности коррекционно-развивающей работы с ними. Поэтому в работе возникает потребность развивать свои профессиональные знания о принципах лечебной педагогике, о работе мозга таких детей, и о нейропсихологических приемах для работы. Изучение специализированной литературы помогает спокойнее переносить трудности и аффективные вспышки детей. Также в работе очень помогает возможность обсудить свои трудности с коллегами и в совместном обсуждении найти подходящие приемы для работы с конкретным ребенком. Общение с коллегами не только помогает найти подходящие приемы, а позволяет снять эмоциональное напряжение, ведь когда делишься трудностями и получаешь поддержку от коллег, появляются новые силы для дальнейшей работы.

А задача воспитателя привнести недостающую энергию и завлечь ребенка. как бы передать ему частичку себя и тогда ребенок может подхватить ее и принять, а потом использоваться для своего развития. В общении с детьми, с которыми я непосредственно работаю, стараюсь увидеть непосредственно детскую часть их души, которой нужна большая поддержка, любовь и человеческое участие.

Литература

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ Изд. 2-е / Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. ( Лечебная педагогика: методические разработки)

Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. Шапиро

Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина

Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Изд. 2-е / Л. В. Шаргородская

Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. Изд. 2-е / Антонина Цыганок, Анна Виноградова, Ирина Константинова ( Лечебная педагогика: методические разработки).

Публикации по теме:

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

«Праздник снега». Сценарий праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Праздник снега» Сценарий праздника для детей. Цель праздника: • Вызвать эмоциональный отклик у детей, доставить радость, развитие интереса.

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в зимний лес» Цель: Закрепить знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Задачи: Коррекционно- образовательные:.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сквозь звезды к новым планетам» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, математических неравенствах, прямом и обратном счете в пределах 10. Задачи: Коррекционно.

Конспект занятия «Зима. Зимние забавы» в группе «Особый ребенок» для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта Цель: Познакомить детей с таким временем года как зима, признаками зимы, зимними забавами. Задачи: 1. Научить детей взаимодействовать в.

Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Методы образования - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений.

Особенности работы «Школы приёмных родителей» в детских домах-интернатах для детей с тяжелыми множественными нарушениями На базе Красно-Дубравского детского дома-интерната работает школа приемных родителей и подобран штат высококвалифицированных специалистов.

Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Введение Полноценное развитие ребенка, как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 17:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД