Папки-передвижки

Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Юлия Герасимова
Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Проблема взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии не новая, но очень актуальная на сегодняшний день. В нашей стране нет единого определения тяжелого и множественного нарушения развития. Существует не менее 20 видов множественных нарушений. Это могут быть сочетания сенсорных и интеллектуальных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений. Например, сочетания нарушений зрения и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и умственной отсталости, нарушений зрения и слуха. В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями разделяются на три основные группы:

Публикация «Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» размещена в разделах

В первую группу входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями : слепоглухие дети, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной, глухие с умственной отсталостью разной степени выраженности.

Во вторую - имеющие одно ведущее психофизическое нарушение и сопутствующее ему нарушение в слабой степени выраженности, но отягощающее ход развития : умственная отсталость с небольшим снижением слуха. Говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети, имеющие три и более нарушений (первичных, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка : умственная отсталость, снижение зрения и глухота.

Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т. д.

Множественные врожденные пороки развития у ребенка достаточно часто являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. Почти сразу после рождения такие дети оказываются в государственных учреждениях здравоохранения или социальной защиты, где им обеспечивается медицинский уход, но недостаточно внимания уделяется развитию и психолого-педагогическому сопровождению. В таких условиях состояние ребенка с комплексным нарушением еще более отягощается сенсорной и психической депривацией и расстройством привязанности. (Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под редакцией А. Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О. С. Бояршиновой, канд. биол. Наук).

Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае.

Опыт взаимодействия со взрослыми является ключевым фактором психического развития ребенка. Ключевым фактором, определяющим качество общения, является поддержание взрослым инициатив ребенка, направленных как на взрослого, так и на исследование окружающего мира.

Дети с ТМНР нуждаются в качественном взаимодействии со взрослым, в установлении контакта с ним, в развитии положительной мотивации к взаимодействию. Развитие положительной мотивации к взаимодействию с педагогом – основополагающий этап коррекционной работы, который необходим для включения детей в разнообразные виды деятельности. Большинство людей испытывают ряд значительных проблем при взаимодействиях с таким ребенком.

Характерная особенность данной категории детей – эмоциональная пассивность. Дети, как правило, не игнорируют контактов, но самостоятельно предъявить те или иные коммуникации не могут, по этой причине формирование положительной мотивации к взаимодействию предполагает специальную организацию сотрудничества взрослого с ребенком в ходе содержательной деятельности.

Нормальная жизнь человека совершенно невозможна без социального взаимодействия. Это взаимоотношения с ровесниками, взрослыми.   Для успешной социализации школьнику необходимо освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия,  как с предметным миром, так и миром социальным.

Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.

Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью. Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Нередко бывает, что ребенок с ТМНР не может выразить свое мнение понятным другим людям способом. Это может сильно расстраивать его и быть причиной частых перепадов настроения. Иногда дети, на сигналы которых регулярно не реагировали взрослые, совсем отказываются от попыток общения и замыкаются в себе. Также важна понятность обращенной к ребенку речи. Во многих случаях взаимопонимание и общение можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации.

Публикации по теме:

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

«Праздник снега». Сценарий праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Праздник снега» Сценарий праздника для детей. Цель праздника: • Вызвать эмоциональный отклик у детей, доставить радость, развитие интереса.

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в зимний лес» Цель: Закрепить знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Задачи: Коррекционно- образовательные:.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сквозь звезды к новым планетам» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, математических неравенствах, прямом и обратном счете в пределах 10. Задачи: Коррекционно.

Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Методы образования - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений.

Особенности работы «Школы приёмных родителей» в детских домах-интернатах для детей с тяжелыми множественными нарушениями На базе Красно-Дубравского детского дома-интерната работает школа приемных родителей и подобран штат высококвалифицированных специалистов.

Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Введение Полноценное развитие ребенка, как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует.

Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме. Учитель-логопед Анисимова Юлия Евгеньевна Одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Опубликовано: 19 октября 2018 в 11:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД