Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Поощрение и наказание: за и против»

Лианна Слоян
Консультация для педагогов «Поощрение и наказание: за и против»

Статья на тему: “Поощение и наказание, за и против. ”

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным. Большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что сегодня теория и практика воспитания располагает богатым арсеналом других методов и приёмов. Но, не смотря на такую популярность и широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно, поэтому в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к непоправимой ошибке, за которую ребёнок будет расплачиваться всю жизнь.

Публикация «Консультация для педагогов „Поощрение и наказание: за и против“» размещена в разделах

В обучении и воспитании есть много проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения, т. е. проблема стимулирования. Поощрение и наказание как раз таки и являются методами педагогического стимулирования.

В нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть "механизм" действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко Макаренко писал, что наказаниеочень тяжелое дело: оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности. Так, Антон Семенович был убежден, что наказание необходимо использовать как определенный вид требований, а «умная» система требований не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться прочному человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно "разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов". А. С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму,выполнению требований, делать это терпеливо без раздражения. А еще по мнению А. С. Макаренко, безнаказанность вредна : там,где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. Неумеренное поощрение или наказание приносит вред. Одобрение,поощрение будет по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой,важно и для самого ученика,и для учащихся класса (А. В. Макаренко)

М. В. Ломоносов же предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Поощрение и наказание хотя и является противоположными методами,но тесно взаимосвязаны друг с другом. Мне понравились высказывания А. В. Макаренко. Считаю,что в воспитании ребенка должны присутствовать такие методы как поощрение и наказание. Поощрение должно быть продуманным и выглядеть не соответствующей формуле «если ты мне угодишь, то я тебянагражу»; постановка вопроса должна быть иной:«если ты будешь поступать разумно, ты получишь и единовременные, и долговременные выгоды». Наша задача — растить не бездумное безответственное существо, а осознанную творческую личность. Не надо подкупать ребенка, чтобы он вас слушался. Сравните посылы: «ребенок выполняет просьбу мамы, потому что любит ее и доверяет ей» и «ребенок выполняет просьбу мамы, чтобы получить конфету». В следующий раз ему покажется мало одной конфеты или захочется другое поощрение и он выкатит встречное требование. Нравится вам дарить ребенку подарки, радовать его конфетами — делайте это, но не в качестве оплаты каких-то его «услуг», а просто по любви к нему, для ощущения полноты жизни. Побольше говорите с ним, мотивируйте его «бесплатно», выполнять ваши просьбы. С самого начала надо договариваться с ним о том, что ответственность за него лежит на вас, пока он маленький и живет в вашей системе. Наказание необходимо применять лишь тогда, когда все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами. Само наказание должно быть строго индивидуализировано, так как для одного ребенка достаточно только взгляда, для второго – категорического требования, а третьему просто необходим запрет. Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. Главное, что надо всегда помнить - в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что использование методов поощрения и наказания должно обязательно основываться на принципе гуманизма с проявлением заботы о росте личности.  Очень важно правильно выстроить свои отношения с ребенком, тогда к такому методу воспитания, как наказание, не придется прибегать часто.

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Декада «ЗОЖ против COVID» для детей, родителей и педагогов средней группы детского садаДекада «ЗОЖ против COVID» для детей, родителей и педагогов средней группы детского сада В начале декабря в детском саду проходила декада здоровья, в которой приняли участие воспитанники, родители и педагоги. Цель данного мероприятия:.

Консультация для родителей «Дошкольник и компьютер: за и против» Сегодня сложно представить нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ими.

Консультация для родителей «Детский сад — за и против»Консультация для родителей «Детский сад — за и против» Перед каждым родителем стоит вопрос,который волнует всех:"Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?" Конечно,если после декретного отпуска.

Консультация для родителей «Наказание детей» В воспитании детей часто не удается обойтись без наказаний. Психологи уверяют, чтобы ребенок в полной мере осознал вину и старался больше.

Консультация для родителей «Наказание и поощрение в семье» СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ Наказание- это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его - сделать более весомыми.

Консультация для родителей «Ребенок и занятия спортом: за и против»Консультация для родителей «Ребенок и занятия спортом: за и против» Тема «Ребенок и занятия спортом: за и против» Родителям очень важно понимать, что спорт оказывает сильное влияние на детей в раннем возрасте.

«Ребёнок и компьютер: за и против». Консультация для родителей Консультация для родителей"Ребёнок и компьютер:за и против. "Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Поощрение и наказание: за и против»
Опубликовано: 1 октября 2022 в 13:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД