Клименко Анна
Формирование представления детей раннего возраста об окружающем мире посредством речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем нас мире. дети буквально все понимают и сохраняют свои чувства надолго, если они эмоционально окрашены,то на всю жизнь. Окружающий мир привлекает детей неизвестными новинками и побуждает к первому самостоятельному шагу. В начале второго года жизни ребёнок учится почти всему,что находиться в пределах его досягаемости. Объект его окружения -это источник его любопытства и первый шаг в понимании мира. Ранний возраст ребёнка - черезвычайно важный период развития человека,и его личность закладывает фундамент.
Публикация «Формирование представления детей раннего возраста об окружающем мире посредством речевой деятельности» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основа когнитивного развития связана с различными факторами, включая познавательный интерес к объектам и явлениям природы ; систематическое мышление о мире природы; сознательные действия в природной среде; способность применять знания о потребностях активных организмов к рациональной деятельности детей ;обсуждение наблюдаемых явлений. Кроме того, производительная деятельность детей, труд и другие виды деятельности также относятся к этой же категории. Именно на этапе раннего дошкольного возраста у ребёнка складывается своё эмоциональное впечатление об окружающем мире. В нём накоплены идеи о различных жизненных установках и взаимодействиях, тем самым формируются и совершенствуются основы мышления, рассуждений и закладываются начальные компоненты экологической культуры. Поэтому у детей появляются представления :о материалах, о явлениях природы, о растительном мире, о методах изучения объектов,об объективном мире.
Изначально детей знакомят с названием предмета,его назначением, с атрибутами, отличительными характеристиками и т. д. Все, что дети делают в своей повседневной жизни, отражается в их даже очень простых играх.
Необходимо обратить внимание детей на предметы, используемые в их повседневной жизни, на то как взрослые используют их, на характеристики и атрибуты объектов, и поросить их назвать цвета и сравнить их с другими объектами.
Наиболее эффективной формой понимания внешнего мира является наблюдение. Дети с большим интересом наблюдают за животными :кошками, собаками и т. д. Иногда дети переносят игровые действия с одной игрушки на другую обычно без учёта меняющихся условий.
На втором году жизни интерес детей к окружающему миру резко возрастает. Следовательно, речевая деятельность связана с познанием и усвоением ребёнком окружающей действительности. Познание и направление речи можно рассматривать как основу для общего развития личности ребёнка. Развитие когнитивных процессов и речи помогает детям приобретать новые знания и усваивать нормы человеческого поведения. Дети хотят всё потрогать, узнать, увидеть и услышать. Дети задают вопросы, на которые взрослые должны обращать внимание, а не отмахиваться от них.
Средствами когнитивного и речевого развития являются общение, художественно -эстетическая деятельность, культурное познание и речевая среда, а так же исследовательская деятельность. В когнитивном и речевом развитии детей младшего возраста развивающая предметно -пространственная среда, то есть природная среда, рационально организует и насыщает различные сенсорные стимулы и игровые материалы,что имеет большое значение. В очень юном возрасте происходит переход к конкретным действиям, к началу формирования актуального или сенсомоторного интеллекта. Правильная организация среды развития языка позволяет оказывать эффективное образовательное воздействие,направленное на формирование позитивного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка. Речевое сопровождение собственных действий очень важно для психологического развития ребёнка.
При обучении когнитивному развитию и речи используются такие методы, как: Визуальные эффекты - наблюдение,просмотр изображений,презентация фильма, слайд-шоу,презентация.
Практика- упражнения,игры, эксперименты и подопытные, моделирование, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
Устный -это рассказ,чтение, вопрос, диалог с использованием художественного слова.
Основными задачами познавательной и речевой деятельности являются :
1. Обогащение когнитивного поля детей с помощью занятий, наблюдения, экспериментальной деятельности и речи.
2. Обогащение эмоционального и чувственного опыта в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями и людьми.
3. Помощь при систематизировании информации об окружающем мире и формировании представления о его целостности.
4. Формировании осторожного отношения к окружающему миру, закрепление положительных эмоций и проявление способностей.
5. Создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов, и проявление независимости в познавательной и вербальной деятельности.
6. Поддерживание условий для развития познавательных и речевых процессов у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности.
Если это не включено в познавательную деятельность, то не возможно развить детскую речь, потому что речь сопровождает и усиливает познавательную деятельность детей, делая их более целенаправленными и сознательными. Для того чтобы правильно организовать когнитивное и речевое развитие, можно выделить следующие направления:
1. Собственная речь педагога ориентирована на образование. Самое главное -это качество языкового контента, которое гарантирует высокие результаты работы. В частности,необходимо четко произносить длинные и незнакомые слова, занесённые в детский словарь.
2. Формирование представления об окружающем мире. Дошкольники, младшего возраста, каждый день сталкиваются с новыми предметами и явлениями. Но накопление знаний и идей без надлежащего руководства будет поверхностным и неправильным. Дети должны иметь чёткое и соответствующее возрасту представление об окружающих предметах, их назначении, качестве, материалах, использованных для их изготовления, где, кем и какие материалы использовались для них. Дети также получают знания о живой и неживой природе, природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитие любопытства. Это проявляется в положительном интересе к окружающему миру, желании проверять, трогать и действовать. Бесчисленные вопросы доказывают наличие этого качества у детей. Задача педагога состоит в том, чтобы поддерживать любознательность ребёнка, наблюдая, стараясь отвечать на вопросы своевременным и понятным языком и направляя ум ребёнка на самостоятельный поиск ответов и выводов.
4. Сенсорное образование. Потому что для дошкольников познание окружающего мира начинается с осязания и восприятия. Чем выше их уровень развития,тем богаче возможности узнавания окружающего мира. Содержание сенсорного образования включает в себя развитие слуховой чувствительности и тактильной чувствительности, то есть способности различать и называть качества объектов.
5. Игра. Если ребёнок получает знания в ходе организованной образовательной деятельности,то в ходе игры у него есть возможность поразмышлять над знаниями об окружающем мире,поделиться этими знаниями с друзьями и найти единомышленников. Определённые виды игр по -разному влияют на когнитивные способности и развитие речи.
Поэтому задача взрослых - сформировать у малышей простейшие представления об окружающем мире, научить применять свои знания в совместных и самостоятельных играх, причём там, где это необходимо детям. Для развития познавательной деятельности необходимо обогатить жизнь маленьких детей новыми впечатлениями и создать условия для детских экспериментов. Важно поддерживать естественное любопытство детей и поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
Список используемой литературы:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.
Книга для воспитателей детского сада и родителей / - М. Просвещение, 1992-96 с.
2 Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : из опыта работы / Е. И. Золотова ; Под ред. Н. Ф Виноградовой. - М. Просвещение, 1982-93с
3. Усова,А. П. Роль игры в воспитании детей (текст) / А. П. Усова; Под ред. А. В. Запорожца. -М. ; Просвещение, 1980-237с.
4 Эльконин Д. Б. Психология развития (текст) -М. ; Академия, 2001 - 144с.
5. 50 игр с буквами и словами (текст) / Худ. М. ДУШИН, В. Янаев. - Академия развития : Академия -Ярославль, 2001-112с.