МААМ-картинки

Проект формирования первичных представлений об особенностях природы (1 фото)

Валентина Степанова
Проект формирования первичных представлений об особенностях природы

"Проект формирования первичных представлений об особенностях природы"

Старший воспитатель Степанова Валентина. Викторовна. г. Уфа

МБДОУ Детский сад №280 «Росинка»

Для привлечения внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны 2017 год в России объявлен Годом экологии и также Годом особо охраняемых природных территорий. Для того чтобы, привлечь внимание общественности к вопросам экологического развития нашей страны, сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Публикация «Проект формирования первичных представлений об особенностях природы» размещена в разделах

Природа – неисчерпаемый источник познания, развития и воспитания детей. С раннего детства мы должны научить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь ее, видеть связи и отношения в окружающем мире.

Важное условие формирования у дошкольников отчетливых представлений об особенностях природы – это понимание того, что жизнь в природе многообразна в своих проявлениях, что характер и ход этих проявлений не случайны, что между явлениями природы существуют связи и зависимости.

Однако, как показывает практика, в большинстве случаев представления дошкольников об особенностях природы недостаточно систематизированы, разрозненны, поверхностны; при достаточно большом объеме информации отсутствует осознание дошкольниками различных взаимосвязей в природе.

В современных условиях актуальна задача формирования активной, инициативной позиции воспитанников в образовательном процессе, при которой дети не просто усваивают предлагаемый материал; они познают мир, вступая с ним в активный диалог. Одним из средств ознакомления дошкольников с особенностями природы является организация чувственно-эмоционального и практического опыта общения ребенка с природой. Многие исследователи считали, что те знания, которые ребенок добывает самостоятельно в результате практической деятельности, всегда являются осознанными и более прочными (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие).

В работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.) подчеркивается необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Одним из методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектно-исследовательской деятельности, при котором создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно или вместе со взрослым добывать новый практический опыт, открывать его поисковым путем. При этом у детей возникает особый интерес к природе, желание наблюдать, думать, у них развиваются такие качества, которые формируются лишь в процессе деятельности, а не усваиваются вербально. По мнению Н. Н. Поддъякова, заинтересованность и любознательность детей играют важную роль для умственного развития.

Проблема нашего исследования заключается в совершенствовании организации познавательной деятельности дошкольников на основе чувственно-эмоционального и практического опыта общения ребенка с природой и в разработке адекватных дидактических средств для формирования первичных представлений о природе.

Изучив имеющийся опыт дошкольного образования по исследованию проблемы общения ребенка с окружающими людьми, мы пришли к выводу, что необходима непрерывная, системная, поэтапная работа в данном направлении. На основе «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО, изученного нами теоретического и практического материала, я разработала и апробировала проект «Календарь природы», который включал в себя содержание деятельности детей и родителей, был основан на системном подходе к работе по формированию у дошкольников представлений о природе.

Необходимость разработки данного проекта была обусловлена тем, что представления детей об особенностях природы, в том числе и о сезонных явлениях в природе, как указывалось ранее, были недостаточно глубокими, разрозненными, поверхностными. Дети не всегда могли вспомнить свои наблюдения, сопоставить их с предыдущими, сравнить те или иные явления.

Одной из причин возникновения данной проблемы являлось отсутствие адекватных дидактических средств – инструментальной опоры для фиксации наблюдений в природе и последующего анализа полученных знаний. В связи с этим я решила создать оригинальную модель «Календаря природы», который позволит фиксировать наблюдаемые детьми сезонные изменения в природе, а также обеспечит системный подход к работе по формированию представлений о природе и интеграцию с другими видами деятельности детей.

Актуальность данного проекта обусловлена высокой социальной значимостью проблемы формирования первичных представлений детей об особенностях природы, поскольку общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение бережно относилось к природе, а основой осознанно-правильного отношения к природе являются именно элементарные представления о ее особенностях.

В разработке модели Календаря природы и в его изготовлении принимали активное участие родители. Они также осуществляли информационное обеспечение проекта : подбирали стихи, пословицы, поговорки о временах года. Были подобраны интересные видеоролики о природе, которые мы также использовали в образовательном процессе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс очень важно, потому что первые уроки нравственности, правильного отношения к природе ребенок получает именно в семье. Общность интересов, совместная деятельность детей и родителей позволяет им лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. В результате повышается интерес ребенка к той деятельности, которой он занимается вместе с родителями, в данном случае к природе.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялась на базе МБДОУ Детский сад №280 г. Уфы, под руководством заведующей Мирсаяповой Зульфии Фаридовны. Также в работе приняли участие родители воспитанников и педагоги. В ходе реализации проекта создана оригинальная модель «Календаря природы» а также по В. Э. Штейнбергу, модели — это логико-смысловые модели (ЛСМ). Они предназначены, чтобы фиксировать наблюдаемые детьми сезонные изменения в природе, а также обеспечить системный подход к работе по формированию представлений о природе и интеграцию с другими видами деятельности детей.

Следует заметить, что представления детей о сезонных изменениях в природе носят более глубокий и системный характер и выражают осознанно-правильное отношение к природе.

Данный проект является завершением работы на этом возрастном этапе. Этот проект мне очень близок и интересен, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.

Проект формирования первичных представлений об особенностях природы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева, Е. А. Детям о самом важном. Природа. Беседы и сказки для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, 3-е изд. – М. : АРКТИ, 2005.

6. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Публикации по теме:

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Слайд 2 Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует.

Использование ИКТ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. технология развивающего обучения, здоровьесберегающие образовательные.

Пособие для формирования представлений о правильном питании «Блинок-колобок»Пособие для формирования представлений о правильном питании «Блинок-колобок» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать Вам о Блинке-колобке, который живет в нашей группе. Пищевые привычки формируется в детстве,.

Дидактическая книга для формирования математических представлений «Мишка и белка»Дидактическая книга для формирования математических представлений «Мишка и белка» Автор: Николаева Ирина Владимировна, учитель-дефектолог, КДОУ ВО "Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной.

Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников " Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников" Подготовила воспитатель 1 категории.

Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Презентация «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 1 слайд «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 2 слайд «Ведь от того, как заложены.

Система работы по формированию у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве Содержание Введение 1. Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. 2. Интеграция различных видов детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект формирования первичных представлений об особенностях природы
Опубликовано: 6 сентября 2017 в 18:48
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД