Папки-передвижки

Проект формирования первичных представлений об особенностях природы (1 фото)

Валентина Степанова
Проект формирования первичных представлений об особенностях природы
▼ Скачать + Заказать документы

"Проект формирования первичных представлений об особенностях природы"

Старший воспитатель Степанова Валентина. Викторовна. г. Уфа

МБДОУ Детский сад №280 «Росинка»

Для привлечения внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны 2017 год в России объявлен Годом экологии и также Годом особо охраняемых природных территорий. Для того чтобы, привлечь внимание общественности к вопросам экологического развития нашей страны, сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Публикация «Проект формирования первичных представлений об особенностях природы» размещена в разделах

Природа – неисчерпаемый источник познания, развития и воспитания детей. С раннего детства мы должны научить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь ее, видеть связи и отношения в окружающем мире.

Важное условие формирования у дошкольников отчетливых представлений об особенностях природы – это понимание того, что жизнь в природе многообразна в своих проявлениях, что характер и ход этих проявлений не случайны, что между явлениями природы существуют связи и зависимости.

Однако, как показывает практика, в большинстве случаев представления дошкольников об особенностях природы недостаточно систематизированы, разрозненны, поверхностны; при достаточно большом объеме информации отсутствует осознание дошкольниками различных взаимосвязей в природе.

В современных условиях актуальна задача формирования активной, инициативной позиции воспитанников в образовательном процессе, при которой дети не просто усваивают предлагаемый материал; они познают мир, вступая с ним в активный диалог. Одним из средств ознакомления дошкольников с особенностями природы является организация чувственно-эмоционального и практического опыта общения ребенка с природой. Многие исследователи считали, что те знания, которые ребенок добывает самостоятельно в результате практической деятельности, всегда являются осознанными и более прочными (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие).

В работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.) подчеркивается необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Одним из методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектно-исследовательской деятельности, при котором создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно или вместе со взрослым добывать новый практический опыт, открывать его поисковым путем. При этом у детей возникает особый интерес к природе, желание наблюдать, думать, у них развиваются такие качества, которые формируются лишь в процессе деятельности, а не усваиваются вербально. По мнению Н. Н. Поддъякова, заинтересованность и любознательность детей играют важную роль для умственного развития.

Проблема нашего исследования заключается в совершенствовании организации познавательной деятельности дошкольников на основе чувственно-эмоционального и практического опыта общения ребенка с природой и в разработке адекватных дидактических средств для формирования первичных представлений о природе.

Изучив имеющийся опыт дошкольного образования по исследованию проблемы общения ребенка с окружающими людьми, мы пришли к выводу, что необходима непрерывная, системная, поэтапная работа в данном направлении. На основе «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО, изученного нами теоретического и практического материала, я разработала и апробировала проект «Календарь природы», который включал в себя содержание деятельности детей и родителей, был основан на системном подходе к работе по формированию у дошкольников представлений о природе.

Необходимость разработки данного проекта была обусловлена тем, что представления детей об особенностях природы, в том числе и о сезонных явлениях в природе, как указывалось ранее, были недостаточно глубокими, разрозненными, поверхностными. Дети не всегда могли вспомнить свои наблюдения, сопоставить их с предыдущими, сравнить те или иные явления.

Одной из причин возникновения данной проблемы являлось отсутствие адекватных дидактических средств – инструментальной опоры для фиксации наблюдений в природе и последующего анализа полученных знаний. В связи с этим я решила создать оригинальную модель «Календаря природы», который позволит фиксировать наблюдаемые детьми сезонные изменения в природе, а также обеспечит системный подход к работе по формированию представлений о природе и интеграцию с другими видами деятельности детей.

Актуальность данного проекта обусловлена высокой социальной значимостью проблемы формирования первичных представлений детей об особенностях природы, поскольку общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение бережно относилось к природе, а основой осознанно-правильного отношения к природе являются именно элементарные представления о ее особенностях.

В разработке модели Календаря природы и в его изготовлении принимали активное участие родители. Они также осуществляли информационное обеспечение проекта : подбирали стихи, пословицы, поговорки о временах года. Были подобраны интересные видеоролики о природе, которые мы также использовали в образовательном процессе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс очень важно, потому что первые уроки нравственности, правильного отношения к природе ребенок получает именно в семье. Общность интересов, совместная деятельность детей и родителей позволяет им лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. В результате повышается интерес ребенка к той деятельности, которой он занимается вместе с родителями, в данном случае к природе.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялась на базе МБДОУ Детский сад №280 г. Уфы, под руководством заведующей Мирсаяповой Зульфии Фаридовны. Также в работе приняли участие родители воспитанников и педагоги. В ходе реализации проекта создана оригинальная модель «Календаря природы» а также по В. Э. Штейнбергу, модели — это логико-смысловые модели (ЛСМ). Они предназначены, чтобы фиксировать наблюдаемые детьми сезонные изменения в природе, а также обеспечить системный подход к работе по формированию представлений о природе и интеграцию с другими видами деятельности детей.

Следует заметить, что представления детей о сезонных изменениях в природе носят более глубокий и системный характер и выражают осознанно-правильное отношение к природе.

Данный проект является завершением работы на этом возрастном этапе. Этот проект мне очень близок и интересен, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.

Проект формирования первичных представлений об особенностях природы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева, Е. А. Детям о самом важном. Природа. Беседы и сказки для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, 3-е изд. – М. : АРКТИ, 2005.

6. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Публикации по теме:

Интегрированный подход в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Слайд 2 Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует.

Использование ИКТ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. технология развивающего обучения, здоровьесберегающие образовательные.

Пособие для формирования представлений о правильном питании «Блинок-колобок»Пособие для формирования представлений о правильном питании «Блинок-колобок» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать Вам о Блинке-колобке, который живет в нашей группе. Пищевые привычки формируется в детстве,.

Дидактическая книга для формирования математических представлений «Мишка и белка»Дидактическая книга для формирования математических представлений «Мишка и белка» Автор: Николаева Ирина Владимировна, учитель-дефектолог, КДОУ ВО "Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной.

Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников " Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников" Подготовила воспитатель 1 категории.

Формирование первичных представлений старших дошкольников об истоках русской народной культуры в кружковой деятельности Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Презентация «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 1 слайд «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 2 слайд «Ведь от того, как заложены.

Система работы по формированию у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве Содержание Введение 1. Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. 2. Интеграция различных видов детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект формирования первичных представлений об особенностях природы
Опубликовано: 6 сентября 2017 в 18:48
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект формирования первичных представлений об особенностях природы» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Степанова (УИ 723341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД