Получи документы

Психопатологические расстройства у детей при аутизме

Анастасия Луки
Психопатологические расстройства у детей при аутизме

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание…. 2

Введение…. 3

Глава 1. Аутизм как общее нарушение развития…. …4-7

1.1 Нарушения речи

1.2 Нарушения мышления

1.3. Особенности развития памяти и воображения

1.4 Особенности внимания

1.5 Особенности ощущения и восприятия

1.6 Нарушения в сенсорной сфере

1.7 Нарушения в моторной сфере

Глава 2. Характерные расстройства для различных видов аутизма ….8-10

2.1 Аутизм различного генеза

Публикация «Психопатологические расстройства у детей при аутизме» размещена в разделах

2.2 Психопатологические расстройства при аутизме эндогенного генеза

2.3Психопатологические расстройства при аутизме хромосомного, обменного и органического генеза

2.4Психопатологические расстройства при аутизме неуточненного, психогенного и неясного генеза

Глава 3. Направления коррекционной работы с детьми с аутизмом. …. 11-13

Заключение….14

Список литературы…15

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие отмечается значительный подъём интереса исследователей и врачей к проблеме расстройств аутистического спектра. Это связано со значительно возросшей в последние годы распространенностью аутистических расстройств разной этиологии в детской популяции. Этот интерес соотносится с частой встречаемостью аутистических расстройств при детской шизофрении, умственной отсталости, личностных искажениях, а также с рядом нераскрытых вопросов в этой проблеме.

По МКБ-10 детский аутизм определяют как нарушение психического развития, которое характеризуется аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. В отечественной психологической школе ранний детский аутизм рассматривается как биологически обусловленный особый тип психического дизонтогенеза - искаженное психическое развитие [3].

Однако кроме вышеописанных симптомов аутизм может сопровождаться олигофренией, задержкой психического развития, рядом психопатологических синдромов, психопатий, эпилептическими припадками, нарушениями зрения, слуха и речи.

В своей работе я рассмотрю заболевания аутистического спектра различного генеза, это необходимо для понимания этиологии и патогенеза расстройств, сопутствующих аутизму.

Важность знания клиники аутизма в детстве, его психопатологических особенностей при разных заболеваниях для своевременной диагностики, правильного выбора терапии и социальной реабилитации не подлежит сомнению.

АУТИЗМ КАК ОБЩЕЕ НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Аутизм характеризуется неравномерно нарушенным развитием речевой, мыслительной, эмоциональной, сенсорной и моторной сфер деятельности ребенка [1]. Иногда проявляющегося в виде сочетаний явлений патологической акселерации и ретардации психических функций. Либо в виде возврата функций на более ранний возрастной уровень- регрессии [3].

1.1 Нарушения речи

Эхолалия, метафорический язык, неологизмы, перестановка местоимений (аутичный ребенок говорит о себе во втором или третьем лице) являются аномалиями речевого развития при аутизме. Часто наблюдается отсутствие лепета, гуления, трудности выделения смысловой стороны речи, трудности экспрессивной речи, жестовой речи, мимики и пантомимики [1].

Однако развитие речи нередко обгоняет развитие моторики. В диагностике нарушений речи для врачей ставится сложная задача - отличить трудности экспрессивной и рецептивной речи неаутичных детей со специфическими нарушениями речи от нарушений речевого развития аутичного ребенка. Главным показателем для дифференциации неаутичных нарушений речи будет использование ребенком других средств для выражения своих нужд и интересов, как жесты и мимика [1]. Они также проявляют проблемы в сферах фонетического, грамматического и прагматического оформления речи [3].

1.2 Нарушения мышления

Страдает предметная манипуляция, выделение функций предмета. В грубых случаях – отсутствие манипуляций, в более лёгких формах – быстрое пресыщение процессом манипулирования. «Абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Искаженность развития аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании высокого уровня развития мыслительных операций, опережающем возрастные нормы, в характерных односторонних способностях (математических, конструктивных) и интересах. [3]

Уровень интеллектуального развития связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов.

Встречаются сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Ребенку трудно установить причинно-следственные зависимости. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий, но не в состоянии использовать свои возможности в меняющихся условиях.

Интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

При выполнении интеллектуальных тестов, таких, как тест Векслера, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего. Однако низкие уровни выполнения заданий, связанных с речевым опосредованием, как правило говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие. [4]

1.3. Особенности развития памяти и воображения

С самого раннего возраста у детей с аутизмом отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация применяется шаблонно в первоначально воспринятом контексте. Дети хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы. [4]

Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них дети с РДА имеют богатое воображение, согласно другой – воображение этих детей если и не снижено, то имеет характер патологического фантазирования. [1] В содержании аутистических фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологическое фантазирование служит хорошей основой для появления и закрепления различных неадекватных страхов.

1.4 Особенности внимания

Недостаточность общего и психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. [1] С раннего возраста отмечается отсутствие или негативная реакция при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающего мира. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления могут завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. []Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.

1.5 Особенности ощущения и восприятия

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. [1]

Дети с аутизмом отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта. [6]

Они склонны к парадоксальным реакциям на сенсорные стимулы. У части детей реакция на «новизну» необычайно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовываются слабо, у них также не отмечалось реакции испуга или плача на внезапные и сильные звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечают и повышенную чувствительность к слабым раздражителям: легко возникали реакции испуга, страха на индифферентные и привычные раздражители. [1]

Отмечается также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма и фактура предметов, их цвет. [2]

Большое значение имеют для детей тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. Они стремятся получить определенные активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки или кружатся). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

1.6 Нарушения в сенсорной сфере

Нарушения в сенсорной сфере оказывают тормозящее влияние на вс психического развития аутичного ребенка. Страдает поведение привязанности, которое у аутистов не выполняет своей главной функции — не дает ребенку чувства безопасности. Недостаточность этого чувства проявляется в симбиотической связи с матерью: тревога и страх даже при кратковременной разлуке с ней. Реже - отсутствие поведения привязанности к близким. Невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду оказывает тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. [1]

1. 7 Нарушения в моторной сфере:

Отмечаются дефекты моторного тонуса и связанные с этим явления некоординированности, страдают темп и плавность движений. Просле-живается прямая связь между выраженностью нарушения мышечного тонуса и аффективным состоянием ребенка. [6]

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

2.1 Аутизм различного генеза

В современной МКБ выделают аутизм различнго генеза.

Аутизм эндогенного генеза рассматривается как приобретенный постнатально, например, в следствии ранней детской шизофрении. К аутизму данного генеза относят Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма, инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный) и детский аутизм (процессуальный). А также Синдром Аспергера (конституциональный).[7]

Аутизм хромосомного, обменного и органического генеза связан с поражением структур ЦНС. Ему сопутствуют синдромом Дауна и другие наследственный заболевания как фенилкетонурия.

Отдельно выделяется аутизм неуточненного генеза - Синдром Ретта, психогенный параутизм и аутизм неясного генеза. [7]

2.2 Психопатологические расстройства при аутизме эндогенного генеза

Для детского аутизма эндогенного генеза, классического детского аутизма, синдрома Каннера характерны начало до 3-летнего возраста, асинхронность в развитии, сходство моторных стереотипии с ранними атетозоподобными движениями в пальцах рук, симптом отталкивания с ходьбой на цыпочках, эгоцентрическая речь, задержанное развитие волевой и эмоциональной сфер. У этих детей поведение отличается монотонностью, ригидностью, в нем, как правило, нет вычурности, парадоксальности. [2]

Для детского аутизма (процессуального генеза) при ранней детской шизофрении и инфантильном психозе свойственно становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами. Характерен диссоциированный характер задержанного развития, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи. У них преобладают более сложные моторные стереотипии, смена гипотонии гипертонией. [2]

Детский аутизм (процессуальный) при приступообразно-прогредиентной шизофрении формируется в возрасте 3—6 лет. Характерно нормальное умственное развитие до 3-летнего возраста. Структура нажитого аутистического расстройства зависит от тяжести психопатологических расстройств в приступах болезни. При этом виде детского аутизма (атипичного) всегда имеют место резидуальные позитивные расстройства, нажитые аффективные и психопатоподобные симптомы. Этот круг расстройств относится к нажитому аутистическому дефектному состоянию после приступов ранней детской шизофрении, близок к классическому детскому аутизму. [2]

Аутистическим состояниям при синдроме Аспергера (конституционального генеза) свойственна стертость аутистических проявлений, сохранность способности к высокому интеллектуальному развитию. В дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование рациональных контактов, становление особой личности, близкой шизоидному кругу. [2]

2.3 Психопатологические расстройства при аутизме хромосомного, обменного и органического генеза.

Нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка. При сглаженности эмоциональных расстройств больные более эмоциональны с матерью и родными. Отмечается большая сохранность личностной структуры, чем у больных с классическим аутизмом. Возможны дисфорические расстройства настроения. Умственная задержка обычно равномерна. Стереотипная деятельность сводится к примитивным раскачиваниям, патологически привычным действиям. [2]

2.4 Психопатологические расстройства при аутизме неуточненного, психогенного и неясного генеза.

Аутистическиподобный круг расстройств при синдроме Ретта формируется после периода нормального развития ребенка, в возрасте 8—18 месяце. При синдроме Ретта длительно сохраняется способность адекватного эмоционального реагирования на мать, на положительный тактильный контакт, улыбку. Моторные расстройства носят насильственный характер и протекают в виде «моющих, потирающих» движений кистями рук. Наблюдается прогрессирующее нарастание неврологической симптоматики, спинальная атрофия, атаксия, кифоз, сколиоз, распад речи, эпиприступы, расстройства глотания, дыхания, чего не бывает при других расстройствах с аутистическиподобными синдромами. [2]

При парааутистических состояниях (экзогенного происхождения) глубина аутистического отрешения незначительна, сохраняется способность общения на тактильном уровне. Равномерный характер задержки умственного и речевого развития пограничного уровня, с особой эмоциональной незрелостью. Формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью, с недоразвитостью высших социальных структур личности, с невозможностью формирования направленной привязанности, слабой волевой активностью. [2]

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ

Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы. На начальных этапах работы из-за трудности применения эксперементальных психологических методик основной акцент психологу необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности. Однако в настоящее время уже разработаны методы объективного анализа уровня развития навыков ребенка в рамках прикладного анализа поведения. [8] [10]

Большинство форм воздействия на аутизм считаются «облегчающими», ведущими к лучшему функционированию. Они не устраняет корневые патологические особенности аутизма. [8] Как альтернативные, либо дополняющие коррекционную работу педагогов и психологов методы часто используют мультивитаминную терапию, диетотерапию, медикаментозное лечение и даже микрополяризацию мозга.

Основными мишенями коррекционной работы с детьми аутизма являются следующие.

1. Для установление контакта в первую очередь должна быть выбрана форма коммуникации. Она должна быть индивидуализирована, адаптирована к индивидуальному уровню абстрагирования ребенка. Это может быть сделано с помощью объектов, языка тела, жестов, изображений, фотографий, написанных или напечатанных слов. В рамках, например, поведенческой терапии, для установления контакта с психологом используют жесткие инструкции предьявляемые ребенку, в следствии выполенения которых ребенок получает подкрепление в виде любимой игрушки, лакомства, либо любого другого мотивационного предмета. Таким образом психолог утанавливает учебный контроль над ребенком. [4]

2. Обучение навыкам самообслуживания и навыкам ведения домашнего хозяйства это очень широкая область, где ребенка обучают гигиене, одеваться и раздеваться, самостоятельно питаться, ходить в туалет. При обследовании психолог устанавливает, какими этапами функции человек, страдающий аутизмом, уже владеет, и где мы можем помочь ему, используя визуальную поддержку. Для аутистического человека "знать" означает то же самое, что и "видеть". Визуальная поддержка является видом сценария, который придумывается в целях компенсации недостаточно развитого внутреннего сценария. Она осуществляется в виде, например, карточек, отражающий режим дня. [4]

3. Обучение элементарным навыкам работы начинается с простейших видов труда, которые являются очевидными и хорошо визуализированы, а также выбраны таким образом, что человек, страдающий аутизмом, может добиться успеха и самостоятельности в кратчайшее время. Это включает сортировочные работы, сборочные работы, работу по упаковке и работу за письменным столом. [10]

4. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов. Для достижения этой цели любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Для преодоления страхов используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации»-постепенного «привыкания» к пугающему объекту. [4] [9]

5. Стимуляция психической активности заключается в обучение детей понятиям, числам, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Проводится коррекция слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания” разных тем. Вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказаваются игры с жесткой последовательностью событий и действий. Освоение системы игровых штампов способствует формированию памяти, внимания, восприятия. [9]

6. Формирование целенаправленного поведения возможно после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. [1]

7. Для преодоление отрицательных форм поведения — агрессии, негативизма, плача специалисты в области аутизма используют разные методы, один из которых «гашение». Он состоит в прекращение подкрепления улыбкой, вниманием, мотивационным предметом поведения ребенка, от которого хотели бы избавиться. В результате использования данного метода ребенок начинает подбор иного, подкрепляемого способа достижения желаемого. [9]

8. Составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях, обучение родителей методам воспитания осуществляется в рамках терапевтических мероприятий для родителей, которые целесообразно проводить в рамках недирективной групповой психотерапиию. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренный нами аутистический дизонтогенез формируется по типу искажения развития всех психических функций : сочетания в их патологической структуре как явлений асинхронии, а также наличия качест-венно новых, большей частью псевдокомпенсаторных образований. Эта искаженность развития становится более понятной при рассмотрении ее с позиций основных аутистических расстройств : болезненной гиперсензитивности, трудностей коммуникации и обусловленной ими замены адекватной для данного возраста деятельности на псевдокомпенсаторную аутостимудяцию аффективными, речевыми, моторными, поведенческими стереотипиями.

В связи с тем, что число детей, у которых диагностируется аутизм растет с каждым годом, я хочу отметить важность ранней диагностики, тем более, что по данным исследований это возможно уже на самых ранних возрастных этапах. Очевидна необходимость знания ранней симптоматики детского аутизма для врачей- педиатров, так как именно они могут направить родителей ребенка с аутизмом на диагностику и способствовать раннему вмешательству и назначению адекватной терапии. [4]

В случае с аутизмом существует сложность дифференциальной диагностики данного заболевания. На основе изложенных мной в реферате видов аутизма различного генеза, можно предположить, что из-за ошибочного представления врачей и диагностики нарушения, как органического, назначаются не успокаивающие средства, а психостимулирующие. Это ведет к негативной продуктивной симптоматике у ребенка.

Ранняя диагностика необходима также и для ранней психотерапии семьи, профилактики ее распада, угроза которого часто обусловлена тем, что своеобразие аутичного ребенка ошибочно воспринимается отцом как следствие дефекта в воспитании, идущего от матери. [5]

ЛИТЕРАТУРА

1. Аппе, Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе; [пер. с англ. Д. В. Ермолаева].— Москва: Теревинф, 2006.— 216 с

2. Башина В. М. Аутизм в детстве. — М. : Медицина, 1989. — 256 с.

3. Богдашина О. Аутизм. Определение и диагностика. —— Донецк Лебедь, 1999. — 112 с.

4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм : Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О. В. Деряевой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

5. Карвасарская И. Б. Психологическая помощь аутичной семье Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии : Матер. III съезда РПА и науч. -практ. конф. 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.

6. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма Учеб. издание / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.

7. Психология XXI века : Материалы Международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21–23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2011. – 583 с.

8. Ширли Коэн. Жизнь с аутизмом. /Перевод с англ. Игорь Костин. -М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2008- 240с.

9. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA : ABA (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2 0 1 3. — 208 с.

Публикации по теме:

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Фотоотчет о мероприятии для детей школьного возраста2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Фотоотчет о мероприятии для детей школьного возраста 2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего.

Фотоотчет о проведении акции «Передай ладошку другу» к Всемирному Дню распространения информации об аутизме на МAAMФотоотчет о проведении акции «Передай ладошку другу» к Всемирному Дню распространения информации об аутизме на МAAM Добрый день, уважаемые коллеги! 2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашем детском саду ежегодно проводятся.

Фотоотчет о проведении акции «Зажги синим» к Всемирному Дню распространения информации об аутизмеФотоотчет о проведении акции «Зажги синим» к Всемирному Дню распространения информации об аутизме 2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашем детском саду в этом году впервые проходила акция «Зажги синим»,.

Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы»Фотоотчёт «День защиты детей в детском саду для детей средней группы» Самый первый день самого теплого, яркого, красочного времени года – лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

Спортивный праздник «1 июня — День защиты детей» для детей старшего возраста Цель: Создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Задачи: Стимулировать.

Спортивный праздник ко Дню защиты детей «Здравствуй, лето!» для детей старшего возраста Цель: Организация спортивной досуговой деятельности дошкольников в летний период. Задачи: 1. Воспитывать у детей дружелюбие, радость от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психопатологические расстройства у детей при аутизме
Опубликовано: 15 марта 2022 в 14:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД