Григорьевна Надежда Сироткина
Роль сказки в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям
Статья на тему: «Роль сказки в развитии речи детей».
Родители довольно часто слышат, что хорошее развитие речи – это условие успешного обучения в школе. Однако они не всегда осознают, как эту речь развивать.
Публикация «Роль сказки в развитии речи детей» размещена в разделах
Начало этой работы должно приходиться именно на первый этап развития речи ребенка. Еще с младенчества ребенок слышит различные потешки («Петушок», «Ладушки», «Водичка» и т. д., колыбельные песенки («Волчок», «Баю-баю», «Ты собачка» и т. д., что способствует развитию слухового восприятия, памяти и внимания.
Первое знакомство со сказками происходит в самый ранний возраст ребенка. В возрасте 2-3 лет дети с удовольствием слушают сказки в сопровождении настольного театра. Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов вызывают интерес у детей, а также помогают запомнить текст сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и т. д.).
В возрасте 3-5 лет дети с удовольствием слушают знакомые сказки и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: «Как жужжит шмель?» (ж-ж-ж); «Как рычит собака?» (р-р-р). Все это способствует развитию фонетического слуха и артикуляции моторики.
С 5 лет и старше дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки, идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями и т. д. Например: «Аленький цветочек», «Царевна лягушка», «Василиса прекрасная» и т. д. Беседуйте с ребенком о прочитанном, предложите пересказать сказку. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя. Этим самым вы развиваете диалогическую и монологическую речь.
Семейное чтение не только сближает взрослых и детей, но создает настрой на совместную деятельность. Родитель, которые читает или рассказывает сказку, должен делать это с выражением, соблюдать соответствующую интонацию и это послужит хорошим образцом для формирования речи ребенка, а в последующем, когда ребенок научится читать, он будет стремиться к тому же выразительному чтению, ведь у него был хороший пример для подражания. А также сказки являются источником новых неизвестных слов, на которые важно обратить внимание детей, объяснить значение и, тем самым, увеличить словарный запас.
Также очень важно, чтобы ребенок разговаривал не только правильно, но при этом еще и эмоционально, образно, красиво. Роль сказки очень сложно переоценить. Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь, развивать фантазию и многое другое. А отсюда прямая дорога к творчеству, ребенок может самостоятельно нарисовать картинку к сказкам, а может даже и сочинять свои.
Воспитатель: Сироткина Надежда Григорьевна