Папки-передвижки

Консультация «Самостоятельность с раннего возраста»

Анна Неуютнова
Консультация «Самостоятельность с раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Самостоятельность – ценное качество, необходимое в жизни.

Дети очень активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не отбивать опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности? Что говорит ребенок каждый раз, когда взрослые начинают одевать или кормить его - «Я САМ»!

Публикация «Консультация „Самостоятельность с раннего возраста“» размещена в разделах

Взрослые всегда торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать всё за него. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно : порвёт, уколется, а взрослый сделает всё лучше и качественнее.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли они им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании. Может сам раздеться и т. д.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, резиночек, заколочек, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создание условий ещё не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности и самообслуживания, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка порождает у них интерес

улучшить свой результат. Даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

При воспитании у детей самостоятельности и самообслуживания учитываются возрастные особенности. Так, если поручить ребёнку, которому нет ещё трёх лет, самостоятельно завязать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определённого результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребёнка.

Труд должен приносить ребёнку радость и спокойствие. Поэтому не надо упрекать его в небрежности или медлительности. Это может вызвать отрицательное эмоции, повлечь за собой нежелание принять участие в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Обязательно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать тяжело, но интересно. Труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больше упорства, настойчивости.

Публикации по теме:

Консультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возрастаКонсультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возраста " Водная дыхательная гимнастика"- это не только полезное для детей занятие но и очень увлекательное. Для этого используется чистая вода.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей группы раннего возраста «Кинетический песок»Консультация для родителей группы раннего возраста «Кинетический песок» Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, но это не простое времяпрепровождение. Строя картины из песка, придумывая.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для родителей «Приобщаем детей к семейному чтению с раннего возраста»Консультация для родителей «Приобщаем детей к семейному чтению с раннего возраста» Формированием положительного отношения к книгам нужно заниматься до школы, то есть до того момента, когда чтение станет необходимостью.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста»Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста» Польза мозаики для детей раннего возраста. Мозаика – это не просто детская игра, это волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Самостоятельность с раннего возраста»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 17:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Самостоятельность с раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Неуютнова (УИ 2073444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД