Татьяна Симонова
Консультация «Во что играют дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: "Во что играют дети. "
Сюжетно - ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Это фраза на устах воспитателей звучит, наверное, с тех пор, как появились сами воспитатели. В нашем детском саду мы проводили наблюдение за процессом игры и выделили наиболее часто востребованные сюжеты. Выводы таковы: самыми интересными для детей являются игры бытового характера. Вот тут-то и самое время подключиться воспитателю, чтобы направить игру в нужное русло, внести в игру "изюминку", которая придаст действиям детишек новый "поворот".
Публикация «Консультация „Во что играют дети“» размещена в разделах
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода – образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребёнка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у ребёнка сильный эмоциональный отклик. Ребёнок вживается в образ, чувствует его и душой, и телом, становится им.
Образно - ролевая игра является источником сюжетно - ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребёнок учится моделировать ситуации с предметами - заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребёнок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребёнка и становится средством организации его деятельности так же, как и в жизни взрослого человека.
Игровая деятельность ребёнка зарождается и развивается на фоне предметно - практической деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте. Познание свойств и качеств окружающих предметов, усвоение способов действий с ними определяют на этом этапе развитие действий с игрушками, т. е. характерные действия – начальные игровые умения, предметная и ориентировочная деятельность с игрушками в свободной последовательности.
Постепенно ребёнок действует с игрушкой уже именно тем способом, на который рассчитана специфика игрушки: пьёт из игрушечной чашки, поит из неё куклу, возит машинку. При внимательном руководстве со стороны взрослых – педагогов, родителей – ребёнок может связывать некоторые из этих игровых действий в цепочки, отражающие какой - то элементарный сюжет («кукла обедает», «мишка спит», «зайчик едет в гости на машине», как бы отображать в игровых действиях с игрушками некоторые действия старших с реальными объектами.
Игровой сюжет и игровая роль чаще всего не планируются ребёнком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда – будет играть в дом).
В дальнейшем игровые действия уже часто определяются каким-то не сложным сюжетом: осознается связь действий между собой, их смысл в отображаемой ситуации, их правильная последовательность, подбор игрушек и атрибутов становится целенаправленным. Теперь уже выделяются и связанные с ними сюжетные ролевые действия. Ролевая речь, последовательность действий соответствуют правилам поведения логике реальной жизни.
В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль. Воспитатель формирует умение детей осуществлять условные действия с предметами, принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой, придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко, если педагог относится к детской игре серьёзно, с искренним интересом.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребёнка усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет – 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
В моей группе дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, особенно им нравятся сюжеты под общим названием «Семья». Они выбирают сюжет «День рождения куклы» (или другой игрушки, затем распределяют роли: Серёжа – «папа», Стелла – «мама», Илюша – «сын», будут готовить праздничный ужин, так как они любят играть на кухне; Дима – «шофёр», он любит водить машину; Аделина – «сестра», она любит делать покупки в магазине; Лиза – «продавец», она просто любит быть продавцом. Они очень любят меня угощать и обязательно приглашают в гости. Остальные дети, наблюдая за происходящим, вливаются в игру в качестве «гостей». Мы очень весело проводим время: пробуем угощения, поём, поздравляем именинника.
Задачи: учить детей выполнять игровые действия в соответствии со взятой на себя ролью, использовать в речи вежливые слова; способствовать развитию дружеских чувств; формировать умение объединять игровые действия в развёрнутый игровой сюжет, привносить в игру личный опыт и впечатления.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнёров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношений людей друг к другу. Ценность совместной сюжетно-ролевой игры в том, что она оказывает колоссальное влияние на процесс становления отдельных психических функций: мышление, речь, память, внимание, некоторых видов деятельности – конструктивной, изобразительной, познавательной, деятельности общения, воображения; на развитие личности ребёнка в целом.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребёнок открывает новые грани окружающей его действительности.