Авторская детская мультипликация

Надежда Якимчук
Авторская детская мультипликация

Ребёнок сам создаёт радость

Хочется рассказать об одном направлении инновационного процесса в школах, детских садах, детских центрах, коррекционных учреждениях. Предметная область инновации - авторская детская мультипликация. В системе образования - явление уникальное. Она очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Можно совершать любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь: большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. За время создания фильма он может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. Имеет возможность получать много новой информации, удовлетворять различные потребности, делать все своими руками.

Авторская детская мультипликация – это анимационное коллективное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, чувство команды, общности достижения цели, чувство толерантности, социализации ребенка.

Одна из основных задач – вернуть ребенку ощущение восприятия самого факта оживления изображения. Ведь современный ребенок привык к готовому кино и мультфильму и создание иллюзии движения не воспринимается им как волшебство.

Занятия по основам анимации развивают культуру общения, решая, тем самым одну из глобальных задач нашего времени, помогают вырабатывать ценностные ориентиры.

Еще одна не менее важная причина для создания детской авторской анимации – это огромное количество негативной видеопродукции, разлагающей детские умы, убивающей духовность детей. Проблема создания авторской детской анимации была поднята правительством и президентом РФ в 2008 году и поддержана в январе 2015 года. Речь идет о необходимости возрождения своей доброй, нравственной, духовной, познавательной мультипликации, о необходимости приобщения детей к этому творчеству. Все это будет способствовать получению знаний о своей истории, о своем народе, о нравственном отношении к жизни.

Национальный детский фонд с проектом "Мульттерапия" был представлен на Общероссийском форуме "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития", который проходил 14-15 января 2015 года в Москве. …форум и выставку проектов посетил президент России Владимир Путин. … Владимир Путин заинтересовался представленным на стенде анимационным станком … Признание "Мульттерапии" одним из лучших социальных проектов в России свидетельствует о том, что работа наша полезна и необходима. На данный момент в рамках проекта работают более 70 анимационных студий по всей России.» (см. ссылку)

http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201501151725-h996.htm

Использование цифровой техники делает доступными человеческому воображению новые реальности. В самом ближайшем будущем, именно, анимационные объекты будут самым главным носителем информации в компьютерных системах и будут активно применяться в пользовательском интерфейсе. Поэтому знание основ мультипликации, наряду с иными видами компьютерной практики, даст детям вполне очевидные преимущества при освоении новых рубежей технологий будущего. Выразительная мощность анимационной информации превосходит воздействия неподвижных изображений и текста. Ребенок должен быть готов не только получать готовую информацию, но и уметь ее и производить самостоятельно. Возможность создания анимационной информации ориентирована на развитие интеллектуальных, коммуникативных, эстетических, исследовательских сфер деятельности ребенка.

Новизна предмета ещё в том, что мультипликация совмещает в себе сразу несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю и другие предметы, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся.

Авторская детская мультипликация относится к технологиям, сберегающим здоровье. Она позволяет:

- преодолевать последствия травм и заболеваний (например, восстановление моторики рук после травм или при ДЦП, развитие речи и т. д. ,

- облегчать кризисные состояния, преодолевать страхи и бороться с различными невротическими расстройствами,

- обретать волю к преодолению жизненных трудностей и становиться более веселыми и открытыми, что положительно влияет на физическое здоровье.

Мульттерапевт — новая профессия в списке тех, что появились для лечения людей искусством и положительными эмоциями. Такой специалист понимает, что мультфильмы, сделанные вместе с замкнутыми в себе, переживающими свою болезнь детьми, чаще всего интересно смотреть только самим создателям, но ребёнка это совершенно не огорчает, потому что врачевание анимацией — это как раз тот случай, когда процесс важнее результата. Мульттерапия - это синтез педагогики, психологических методик, арт-терапии, анимационных технологий, дающих в совокупности огромный эффект. Это эффективный психотерапевтический метод реабилитации. Коллективная работа над созданием мультфильма, где герои оживают прямо на глазах дает и новые представления о мире, счастье, спокойствие. Недаром, в России идет быстрое развитие Мульттерапии.

В городе Новоалтайске в 2012-2013 годах, благодаря двум Губернаторским грантовым проектам «Мульттерапия» и «Мульттерапия-2» и нескольким городским грантовым социальным проектам, было создано 13 детских мультипликационных студий на базе образовательных, дошкольных и коррекционных учреждений (бесплатных) и Клуб аниматоров «МультСоздайка» для взрослых. Во время реализации Московского Президентского проекта «Мульттерапия» в 2014 году (грантополучатель - «Национальный детский фонд») в нашем городе было создано ещё 2 студии. В этом же году в рамках Губернаторского грантового проекта был проведен Первый Краевой фестиваль детских авторских мультипликационных фильмов «МультСоздайка» с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2015 году в рамках Краевого проекта управления образованием «Техмарафон» были проведены мастер-классы в трех районах края и в

г. Барнауле, благодаря которым были созданы ещё новые студии, а в 2016 году будет создана студия в КГБУДО «Краевой центр информационно-технической работы».

После создания студий специалисты не остановились на достигнутом и продолжили обучение в Московском президентском проекте «Мульттерапия» - 2016 (грантополучатель - «Национальный детский фонд»). Все участники остались довольны и благодарны организаторам проекта.

Снимать мультфильмы не так сложно, как кажется. Это зависит от выбранной технологии создания мультфильма. Мы начали с максимально простой техники анимации для понимания и применения, чтобы детям полностью окунуться в творчество. Это перекладная технология мультипликации. Она даёт много знаний технических, творческих и прочих. Эта технология применима для детей любого возраста, с любыми способностями и диагнозами.

Еще одна немаловажная особенность - непосредственная связь анимации с трудовым обучением. Хотя перекладная технология мультипликации и проста для понимания, но очень разнообразна в применении различных материалов и различных видов искусства - лепка, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, сочинительство, визуальное искусство. У детей формируются новые знания, определенные навыки, обогащается словарный запас, развивается связная речь, приобретаются навыки компьютерной грамотности, развивается мелкая моторика рук, воспитывается усидчивость, аккуратность, развивается познавательная активность, образное и абстрактное мышление, воображение, умение выстраивать сюжетную линию, последовательность действий.

Главное в мульттерапии - это процесс, а не результат. Но не исключено, что эти детские работы могут получиться качественными и интересными и смогут участвовать в различных фестивалях.

Что мы снимаем в детской авторской анимации и как мы это делаем?

1. Поиск идеи для создания мультфильма.

- Для начала помогаем детям найти идею, которая заставит загореться. Это самое сложное, ведь она должна увлечь всех, а дети очень разные. Примерные наводящие вопросы педагога: «Жил да был — кто?. И была у него… И что они сделали?. Когда-то… Где-то… Кто это?.

- Дальше формируем некое настроение мультфильма, что можно сравнить с впечатлением, которое на тебя оказывает хорошая музыка… (Заиграли краски, возникли картины, какие-то образы, действия, жесты - это и есть загадочное слово «настроение»).

2. Разработка сценария.

Разрабатываем подробный письменный киносценарий, желательно коллективный. Работать коллективом гораздо сложнее, но именно эта работа помогает найти компромисс, научиться уступать или, наоборот, отстаивать свою точку зрения. Когда ребята приходят к общему решению, ощущение от радости переполняет их.

3. Создание раскадровки

Создаём раскадровку, некий вид комикса, где сам рассказ на листе бумаги зафиксирован в виде картинок. Нарисовать самостоятельно раскадровку ребёнок может уже с 5 лет (все, однако, очень индивидуально). По раскадровке проводится съемка, озвучивание, монтаж мультфильма.

4. Моделирование сцен, создание персонажей

- По раскадровке рисуем эскизы сцен, фонов, персонажей, деталей.

- Распределяем роли, задания.

- Создаем по эскизам персонажи, фоны.

- Моделируем их: создаем подменки (моргалки, говорилки, поворотки и т. д.)

5. Подготовка рабочего места для съёмки

- Устанавливаем мультстол.

- Устанавливаем держатель с фотоаппаратом объективом вниз. Фотоаппарат не должен двигаться.

- Посмотрев в объектив фотоаппарата, убираем из кадра всё лишнее (края листа, посторонние предметы, тени от мебели или людей).

- Настраиваем интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости.

- Укрепляем основной лист – фон (лучше двусторонним скотчем или клеящим ластиком).

6. Подготовка рабочих материалов для съемки

Подготавливаем ножницы, клей, цветную бумагу, пластилин, фломастеры, карандаши… Все необходимые материалы для создания мультфильма нужно приготовить сразу и положить рядом, потому что, после того, как сделан первый кадр, дети, да и взрослые, оказываются в состоянии игры.

7. Съёмка мультфильма

- Объясняем всем участникам процесса съёмки их роль.

- Для съёмки, нажатия кнопки на компьютере, выбираем одного «ответственного» или по очереди работают все дети.

- К мультстанку для работы подходят не более 3-5 детей.

8. Запись звука. Подключаем микрофон, включаем запись. Чувствуя защиту педагога, ребенок не стесняется говорить громче, эмоциональнее.

9. Монтаж

Монтаж в основном делает педагог.

- Запускаем видеоредактор, поддерживающий расширенные возможности монтажа, переносим сохраненные звуковые файлы, монтируем с видеорядом.

- Далее надо положить шумы, музыку.

- Добавляем титры и мультфильм готов.

Сохраняем в необходимом формате и по необходимости записываем на диск.

Предметная область авторской детской мультипликации инновационная – готовых образовательных программ не было. Именно, поэтому мною создано несколько авторских программ, отмеченных грамотами, дипломами, сертификатами и изданных в книгах «Педагогу детской анимационной студии» и «Размышления на тему: «Разные стороны развития мульттерапии». Познакомиться с программами можно и в Интернете (см. доп. информация).

Алгоритм создания мультфильма примерно одинаков по всем программам. Коротко он описан, как путешествие по станциям волшебной «Мультстраны» (см. доп. информация).

Авторская детская мультипликация применима не только в Мульттерапии. В работе над созданием мультипликации применяются различные педагогические технологии: технология проектного обучения, технология проблемного обучения, технология информационно-коммуникативная, технология игр и другие. Это дает возможность применения создания мультфильмов по разным направлениям (познавательные, информационные, игровые, развивающие, темам (дружба, толерантность, военные, исторические, психологические, музыкальные, по различным предметам и т. д. Информация из мультфильма всегда воспринимается и запоминается быстрее и проще. Такая возможность ведет к развитию нового направления педагогики – «Мультпедагогика», которое всё быстрее и быстрее развивается. «Мультипликационная педагогика» – педагогика будущего, и это ведет к решению главной задачи образовательной политики, а, именно, способствует значительному повышению качества образования.

Дополнительную информацию по данной теме

можно посмотреть по ссылкам:

Мои «мини-сайты»:

http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/avtorskaia-obrazovatiel-naia-proghramma-volshiebniki-dietskoi-animatsii-1-ghod (образ-е программы)

http://school.multtherapy.ru/tag/nadezhda-yakimchuk/ (мой вебинар и отзыв)

http://multiurok.ru/multsozdaika/ (образ-е программы)

http://infourok.ru/user/yakimchuk-nadezhda-avraamovna (образ-е программы)

http://multtherapy.ru/studio/63#main (мультфильмы)

http://nsportal.ru/yakimchuk-nadezhda-avraamovna (Грамоты, свидетельства, дипломы. и разные статьи)

http://rf-seminar.ru/catalog/lector/info/?id=39 (разный материал)

Статью подготовила

Педагог дополнительного образования,

Организатор Клуба аниматоров «МультСоздайка»,

Руководитель Клуба аниматоров «МультСоздайка-Спб»

Директор СПКПООСП «Цифровой Свет» Н. А. Якимчук

Публикации по теме:

Инсценировка сказки по формированию мотивации к ЗОЖ у старших дошкольников «Разноцветных красок пир!»Инсценировка сказки по формированию мотивации к ЗОЖ у старших дошкольников «Разноцветных красок пир!» Сценарий инсценировки авторской сказки «Разноцветных красок пир!» (в стихах) для старших дошкольников по формированию мотивации к ЗОЖ Задачи:.

Использование ИКТ в развитии детской игры В настоящее время в нашей стране реализуется стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Легенды Югорской земли для занятий в авторской обработке (продолжение)Легенды Югорской земли для занятий в авторской обработке (продолжение) Легенда о глухаре. Вы знаете, почему у глухаря глаза красные? Когда-то жили все птицы вместе. Не нужно им было улетать в тёплые края,.

Проект по использованию различных техник мультипликации для развития творческих способностей детей «Мультиизобретатели» Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник мультипликации.

НОД «Путешествие в страну Мультипликации» НОД «Путешествие в страну Мультипликации» Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством мультипликации. Задачи: Образовательные:.

Памятка для педагогов и родителей «Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей» Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей Памятка для родителей Согласно современным исследованиям мультфильмы - это неотъемлемое.

Презентация авторской сказки «Медузка»Презентация авторской сказки «Медузка» Презентация авторской сказки «Медузка» (рисунок: Елена Белова) Цель: способствовать развитию ответственного, бережного отношения к природе.

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации» Цель проекта: Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации. .Задачи проекта: -Социализация.

Развитие детской самостоятельности в физическом развитии детей посредством организации деятельности с использованием лэпбука Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Забота о физическом здоровье.

Статья о значении физкультурных занятий в развитии дошкольника Курылева О. Н., Сарычева Н. Н. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В современном обществе предъявляются новые, все более.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Авторская детская мультипликация
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 23:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

Поделки из природного материала выполненные детьми старшей группы
Наводя порядок в уголке природы мы решили использовать прошлогодний природный материал для создания различных поделок. Так как летом вся...
Занятие по рисованию «Одуванчики» в старшей группе
На тематической недели цветов, мы с ребятами старшей группы № 4 нарисовали гуашевыми красками одуванчики в поле. Работа получилась очень...
Мастер-класс «Фоторамка из морских ракушек с фотографией воспитанницы»
Лето замечательное время отдыха на море, а Каспийское море у нас совсем рядом. В этом году многие родители с воспитанниками уехали отдыхать на море. На...