Лучший педагог года

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

Екатерина Киреенко
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляем массу удовольствий! Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной в них деятельности - игре.

Игра в двойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Но к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт, редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время отводят на то, что бы позаниматься с ним.

Публикация «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.

Для нас важно: создать у родителей представление об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Учитывая, с одной стороны, чрезмерную занятность взрослых, а с другой – их искреннее желание вырастить детей здоровыми и счастливыми, мы сочли необходимым помочь родителям и организовали для них:

• круглые столы на темы «Роль дидактических игр в умственном развитии детей, «Разнообразие детских игр»;

• семинары – практикумы «Наши помощники игры», «Подвижные игры на отдыхе»;

• консультации «Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста», «Игры по дороге в детский сад», «Учимся играть вместе».

• Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельностей детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. Даль (1801 – 1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка» : «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья».

В Советском энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».

Ведущее положение игры определяется как «…деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребёнка к новой, высшей ступени своего развития» (А. Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития.

Формирование игровой деятельности ребенка проходит через предметную деятельность. Под предметными действиями понимают исторически сложившиеся, закрепленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Основным, по мнению отечественных психологов и педагогов, является путь совместной деятельности со взрослыми, в которой взрослые постепенно передают ребёнку общественно выработанные способы употребления предметов.

Д. Б. Эльконин приводит наблюдения, подтверждающие это. Например: «мать причесывает Андрея расчёской для волос. Затем дает расчёску ему в руки, направляет его руку к его волосам, и они вместе производят действие причёсывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев расчёску для волос, берёт её правильно за ручку, направляет к своей голове и делает несколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикасается к волосам тыльной поверхностью расчёски, и конечно, никакого причёсывания не происходит».

Автор приходит к выводу, что образец действия, который взрослые предлагают ребёнку, не может быть усвоен сразу, ибо та физическая форма предметов, которая определяет всю операционно-техническую сторону, еще не выделяется ребёнком.

Ребёнок в раннем детстве принимает из образца действия лишь его общую схему, которая связана с общественным назначением предмета, т. е. только одну сторону предметного действия. Другая сторона – операционно-техническая, котораядолжна учитывать физические свойства предметов, - развивается позже и значительно дольше. Возникают две различные деятельности. Одна – деятельность со значением вещей, с обобщёнными схемами их использования, применительно ко всё более и более разнообразным ситуациям. Вторая – утилитарная деятельность, в которой необходимо добиться результата практического применения предмета.

Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых, без получения конкретного, практического результата, приводят к формированию игровой деятельности.

В ходе развития приметных действий наблюдается два типа переноса. В первом случае имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребёнок освоил схему действия причёсывания настоящей расчёской собственной головы, а затем начинает причёсывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. Во втором случае имеет место осуществление того же действия, но уже предметом-заместителем, например, действия причесывания, но не расчёской, а деревянной палочкой: себя, куклы, лошадки.

В первом случае предметом, с которым проводилось действие, была расчёска, во втором – куклы и лошадки. В обоих типах переноса осуществляется с одной стороны, обобщение действий, с другой – отделение схемы действий от предмета.

В раннем возрасте впервые происходит замещение одного предмета другим при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом отсутствующим в данный момент. То есть появляются зачатки игры.

Игровые действия детей второго года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребёнок причесывает куклу расчёской поит мишку из чашки, т. е. выполняет знакомые по опыту действия. Различные ситуации представляют собой ряд отдельных эпизодов, объединённых между собой случайными связями.

При появлении яркого или нового предмета ребёнок легко уходит от сюжета. Его действия снова становятся предметными, процессуальными: ребёнок угощает куклу соком из стакана и сразу начинает многократно переливать из нового кувшина в стакан и обратно (или, накладывая в тарелку «конфеты» - шарики, начинает их катать и бросать). В действиях детей наблюдается полифункциональное использование предметов: ребёнок вытирает платочком глаза мишки, и тут же платочек становится для того одеялом. Для ребёнка не важен, главное – выполнить необходимое действие.

Итак, к концу раннего детства появляются следующие предпосылки для перехода к ролевой игре:

- в игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

- происходит обобщение действий и их отдельных предметов;

- возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

- происходит своеобразная «эмансипация», при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать «как взрослый», но самостоятельно.

Литература:

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ под ред. С. Л. Новосёловой.

2. Сенсорное воспитание дошкольников/ под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М. : Издательство Академии педогагических наук РСФСР.

3. Умственное воспитание жетей детей раннего возраста/ подред. Е. И. Радиной. – М. : Просвещение.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность Театрализованные игры представляют собой разыгрывание.

Конспект игровой образовательной ситуации по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста «Яйцо»Конспект игровой образовательной ситуации по изобразительной деятельности во второй группе раннего возраста «Яйцо» Программные задачи: Образовательные: активизировать словарный запас, закрепляя умение выражать в речи приобретенные раннее знания, закрепить.

Консультация «Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста» Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп,.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Особенности детей раннего возраста Каковы особенности детей раннего возраста? Первые три года жизни — это очень важный период для развития основных жизненных навыков и функций.

Особенности развития детей раннего возраста В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший.

Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности Одним из главных новообразований периода раннего детства является развитие речи детей. В ходе исследования выявлена следующая проблема:.

Особенности трудового воспитания детей раннего возрастаОсобенности трудового воспитания детей раннего возраста Автор: Огнистая К. Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста В жизни детей раннего возраста труд не является доминирующей деятельностью.

Возрастные особенности развития детей раннего возраста . В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 13 августа 2018 в 09:39
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД