Получи документы

Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в

Екатерина Архипова
Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования новой социальной ситуации развития. Ребенок расширяет свое общение за пределами своей семьи, перенося усвоенные способы взаимодействия на контакты с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Взрослые являются значимыми в этот период, но ребенок еще не способен полноценно участвовать в их жизни. Это противоречие находит свое разрешение в игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте и позволяет моделировать жизнь взрослых, проигрывать различные ситуации [40].

Публикация «Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в» размещена в разделах

По мнению Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы, развитие психических функций в старшем дошкольном возрасте характеризуется следующими особенностями [4].

1) Восприятие более совершенное, осмысленное, целенаправленное, анализирующее. Происходит формирование произвольных действий – наблюдения, рассматривания, поиска. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может описать предмет с точки зрения его формы и величины.

2) В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется произвольная память.

3) Мышление и восприятие тесно связаны; для старшего дошкольного возраста характерно появление словесно-логического мышления. Несмотря на то, что детская логика своеобразна, дети способны правильно рассуждать и решать некоторые задачи.

4) В речевом развитии у одних дошкольников наблюдается большой словарный запас, у других – он в меньшей степени сформирован, что обусловлено особенностями взаимодействия со значимыми взрослыми.

5) В эмоциональной сфере личности для старшего дошкольного возраста характерно изменение структуры самих эмоциональных процессов. В старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним возрастом, внешнее выражение эмоций в норме становится более сдержанным [17].

6) В мотивационной сфере личности самым важным механизмом, который начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Мотивы ребенка приобретают различную силу и значимость. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен подавлять свои непосредственные побуждения в угоду необходимости выполнения какого-либо задания. Это становится возможным, благодаря появлению более сильных мотивов, выполняющих роль «ограничителей» [25].

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает усваивает традиционные для общества этические нормы и правила; учится оценивать поступки с моральной точки зрения, у него начинают появляться этические переживания.

Сначала ребенок может оценить только чужие поступки (поведение другого ребенка или литературного героя, но в старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает [26].

В старшем дошкольном возрасте формируется самосознание, считающееся центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка ребенка развивается на основе зарождающейся эмоциональной оценки себя («я хороший») и оценки поведения других людей. В старшем дошкольном возрасте самооценка становится более адекватной.

В данный период происходит половая идентификация, когда ребенок осознает себя в соответствии со своим полом, приобретая представления о соответствующем стиле поведения. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен осознавать свою половую принадлежность, обладая основными ролевыми моделями мужского и женского поведения.

Еще одна линия развития самосознания в старшем дошкольном возрасте – осознание ребенком своих эмоциональных переживаний; ребенок начинает понимать свои эмоциональные состояния и способен обозначать свои состояния, отмечая, что он рад, огорчился или рассердился [5].

Одной из характеристик дошкольного детства являются эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка. Под эмоциями понимается переживание человеком собственного состояния. Эмоции играют значительную роль в жизни ребенка, они помогают ему чувствовать мир, приспосабливаться к той или иной ситуации. Кроме того, детские эмоции являются определенным «посланием» окружающим взрослым, сигналом о психологическом состоянии ребенка [13].

Старшие дошкольники уже вполне способны обнаруживать как свой внутренний эмоциональный настрой, так и состояние сверстников, а также выражать его. Таким образом, эмоции участвуют в развитии социального взаимодействия, значимых отношений.

Эмоции оказывают влияние и на будущее поведение ребенка, формируя социальную и нравственную основу, которая начинается с вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» [13].

Способность чувствовать возникает у ребенка раньше, по сравнению со способностью мыслить. Ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях, а ограничения в этой сфере приводят к обеднению его жизни, искажению его характера. С другой стороны, длительные сильные переживания могут истощать, невротизировать ребенка.

Преобладающие эмоции ребенка показывают, насколько благополучно или неблагополучно он чувствует себя в социальной ситуации, принимая определенную социальную роль. Р. В. Овчарова выделяет социальные условия развития эмоций детей в качестве важнейшего фактора, влияющего на содержание и способы выражения эмоциональных состояний ребенка [29].

Одной из ведущих социальных потребностей старших дошкольников является потребность в признании и принятии окружающими, особенно значимыми для ребенка людьми. Степень удовлетворения этой потребности оказывает влияние на характер отношений ребенка с окружающими, а также определяет его жизненную позицию в дальнейшем.

Отрицательные социальные эмоции, испытываемые ребенком в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены тем, что ближайшее окружение его не принимает.

Особенности психоэмоционального развития в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что ребенок начинает осваивать социальную форму выражения чувств; меняется роль эмоций в деятельности ребенка, они становятся более осознанными, приобретают произвольный характер. В это период происходит формирование высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических [13].

На протяжении старшего дошкольного возраста эмоциональная лабильность постепенно переходит в пластичность эмоций, что характеризуется появлением гибкости в смене переживаний. Ребенок постепенно овладевает эмоциональной устойчивостью по мере того, как формируются сложные эмоции и образуются такие функции, как эмоциональное отражение, осмысление и управление деятельностью.

Наиболее сильным и важным источником переживаний ребенка являются его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста способствует гармоничному развитию его личности, формированию положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [18].

Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает произвольность психических процессов, система соподчиненных мотивов, нравственные качества, в совокупности создающие единство личности. В деятельности ребенка формируются специфические человеческие мотивы, опосредованные, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их межличностными отношениями и социальными нормами.

В старшем дошкольном периоде взаимодействие ребенка с другими детьми, появление форм коллективной деятельности (группа детского сада) приводит к постепенному развитию у ребенка симпатии, сочувствия, формированию чувства товарищества. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные, источником формирования которых также являются взаимоотношения с близкими людьми. Поэтому, если на ранних этапах своего развития ребенок чувствовал доброжелательность, внимание, заботу, любовь, у него есть возможность для формирования фундамента эмоциональной включенности в мир, становления нравственных чувств, эмпатии по отношению к другим людям [27].

В старшем дошкольном возрасте у детей происходят значительные изменения в отношениях с другими детьми. Кроме потребности в совместной игре, у ребенка зарождается потребность в признании и уважении со стороны других детей, что нередко становится причиной детских конфликтов. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте в детском взаимодействии появляется конкурентное начало, соревновательность; другие дети воспринимаются ребенком в постоянном сравнении с самим собой. Данное сравнение направлено не столько на обнаружение сходства, сколько на противопоставление себя и другого.

Д. В. Еремеева, Т. П. Хризман отмечают следующие особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [14] :

– мальчики дошкольного возраста, по сравнению с девочками, характеризуются частотой и интенсивностью отрицательных эмоциональных реакций (злость, агрессия, мстительность, они чаще, чем девочки, сдерживают проявления эмоций, особенно эмоции страха и обиды, но при этом в большей степени нуждаются в эмоциональном участии и поддержке. Мальчики больше внимания уделяют деловому партнерству и взаимодействию, чем девочки;

– девочки дошкольного возраста, по сравнению с мальчиками, характеризуются чаще проявляемой неустойчивостью настроения, капризностью, повышенной обидчивостью, тревожностью; они в большей мере подвержены страхам. Девочки в большей степени уделяют внимание эмоциональному аспекту межличностных отношений и своим чувствам; они более склонны демонстрировать свои эмоции перед окружающими. Среди девочек-подруг отношения более доверительные, чем среди мальчиков [14].

А. Г. Рузская и Н. И. Ганощенко выявили следующие особенности общения дошкольников с другими детьми: в старшем дошкольном возрасте повышается количество контактов дошкольников, связанных с их желанием разделить с другими детьми переживания. Важной также становится возможность вместе «творить». В дальнейшем потребность во взаимопонимании и сопереживании увеличивается (имеется в виду схожее отношение, оценка ситуации, созвучие в эмоциональных переживаниях, размышлениях). Исследования А. Г. Рузской и Н. И. Ганощенко выявили также, что обращение детей друг к другу становится эмоциональнее, чем в общении со взрослыми; дети активно обращаются друг к другу по самым разным причинам [7].

Дети неизбежно сравнивают, оценивают друг друга во взаимодействии. При этом, чтобы сформировать оценку другого, ребенку необходимо настроиться на сверстника, воспринять его особенности, сравнить со своими представлениями, ценностями группы. Информация о том, насколько тот или иной ребенок является авторитетом для других детей в группе, дает представление о качестве межличностных отношений в детском коллективе. Среди детей могут быть те, кто считает необходимым защищать более слабых, восстанавливать справедливость, помогать друг другу. И могут быть дети, считающие правильным подчинять себе других, командовать, конфликтовать, отстаивать, прежде всего, свои интересы [7].

С точки зрения Е. Смирновой, В. Холмогоровой, воспитание основ коммуникативных и организаторских умений детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется, если учитываются следующие условия [37] :

– ориентация процесса воспитания на характеристики субкультуры детства;

– использование развивающих и игровых методов (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др., которые активизируют коммуникации между детьми и взрослыми, между детьми-сверстниками;

– учет принципа согласованности работы педагогов в дошкольном учреждении и родителей – эти две линии должны дополнять друг друга.

Изучая педагогические условия развития коммуникативных и организаторских способностей детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения, кандидат педагогических наук Н. Н. Абашина отмечает, что понятие «коммуникативная культура детей старшего дошкольного возраста» как личностное качество включает в себя следующие аспекты [1] :

– потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов;

– самостоятельность в выборе партнера по общению, ориентация на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение;

– представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели;

– эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру;

способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации [1].

Значение взаимоотношений ребенка с окружающими огромно, и их нарушение является одним из показателей отклонения в его развитии (ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости, тревожности) [12].

По данным исследований Л. Дубиной, определенная часть детей старшего дошкольного возраста в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые, а также дети, имеющие речевые нарушения [11].

Таким образом, в процессе формирования коммуникативных и организаторских способностей ребенка, безусловно, необходима помощь взрослых – родителей, воспитателя, которые будут поддерживать ребенка в нравственном, социальном, интеллектуальном, коммуникативном развитии. Ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, способен достигать целей, удовлетворять свои потребности, интересы, осознавать свое место в мире и строить систему эффективных коммуникаций в нем. При этом, поддержка взрослых предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является сам взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок выступают партнерами в общении и деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абашина H.H. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Р-н-Дону: ЮФУ, 2009. №10. С. 7-10.

2. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2011. 384 с.

3. Варга А. Я. Дела семейные / пер. с венгер. Воронкиной. М. : Педагогика, 2008. 158 с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. №1. С. 7-10.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. СПб. : Питер, 2008. 141 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2008. 508 с.

7. Ганощенко Н. И., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Рузская А. Г., Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М. : Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 240 с.

Публикации по теме:

Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей Игры детей с песком начинаются с самого раннего возраста и позволяют им реализовать разнообразные потребности, в том числе в творческом.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ Хороводная игра «Ау!» Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении. Ход игры. Ребенок стоит в.

Игры-упражнения для развития коммуникативных способностей детей 3–4 лет «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Особенности проявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста 5–6 лет Автор статьи: Елтышева Ю. С. Название статьи: Особенностей проявления страхов и тревожности у детей 5-6 лет дошкольного возраста. Настоящее.

Педагогический проект «Развитие коммуникативных способностей детей 4–5 лет» Педагогический проект «Развитие коммуникативных способностей детей 4 – 5 лет» Выполнила: Майорова Ирина Новомировна Воспитатель МБДОУ.

Проект «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Создание условий для проявления ребенком индивидуальных способностей во время музыкально-ритмических занятий Под способностями к музыкально-ритмическим движениям понимается следующий комплекс свойств личности: - способность эмоционально откликаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проявления коммуникативных и организаторских способностей в
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 18:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД