Елена Дидус
Организация формирования двигательной сферы детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм, ранний инфантильный детский аутизм, синдром /аутизм Каннера) - состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Аутизм является одним из трёх расстройств аутистического спектра (РАС, англ. ASD). По разным данным распределение по полу детей с синдромом Каннера соответствует 3: 1 или 4:1 - мальчиков в 3-4 раза больше, чем девочек. Замечено, чем шире спектр аутистических расстройств, тем больше соотношение детей по полу меняется в сторону мальчиков 13:1, 13:1,5). [4,с. 4].
Публикация «Организация формирования двигательной сферы детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время наблюдается огромное количество детей с диагнозом РАС. Детей с невыявленным диагнозом очень много, но не все родители готовы принять информацию о том, что его ребёнка РАС. На самом деле родителям тяжело принять такую информацию касательно его ребёнка. Поэтому с родителями также необходимо работать комплексно и целенаправленно. Исходя из медицинской и педагогической стороны вопроса. И здесь также важна и психологическая помощь родителям в решении его проблем.
Принятие такого ребёнка и понимания дальнейшего развития - важная и основная задача общественного развития. Важно принимать такого ребёнка, какой он есть. Важно обществу принимать и понимать таких детей. Это проблема очень актуальна в наше время. Это проблема общественного масштаба и необходимо комплексно работать над ней.
Методологическая основа и теоретическая база исследования разработана на научных знаниях и фундаментальных работах по обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра и находит истоки в ведущих философских и педагогических учениях Я. А. Коменского, К. Г. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Я. Корчака, Ш. О. Амонашвили и др. Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний получила освещение в трудах Т. А. Власовой, Г. М. Дульнева, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер. Лебединского В. В., Никольской О. Е., Каган В. Е., Морозовой С. С., Мамайчук И. И., Баенской Е. Р., Либлинг М. М. Углубленное изучение психологии и физиологии аномальных детей (В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, Р. Е. Левина, Ж. И. Шиф и др.) [1,с. 5].
К сожалению, выявление таких деток с таким диагнозом не всегда проходит своевременно, что и влияет на неблагоприятное развитие ребёнка в дальнейшем. Чем раньше специалисты выявят определённые нарушения у ребёнка, тем быстрее запустится процесс реалибилитации ребёнка. Чем больше у родителей ребёнка будет шансов на благоприятный исход событий для своего ребёнка.
В работе с детьми РАС необходимо определить следующие задачи:
- выявление детей с расстройство аутистического спектра. Как уже говорилось тем раньше выявим, тем лучше для самого ребёнка и его родителей. Необходимо постоянное наблюдение за ребёнком. Здесь важен полный анамнез от самой беременности до поступления ребёнка в детский сад. Перед поступлением ребёнка в детский сад является обязательным прохождением всех врачей. Как показывают наблюдения, ребёнок поступает в общеобразовательное учреждение без каких – либо особых медицинских предписаний. В этом аспекте большая роль принадлежит медицинскому учреждению. С самого раннего возраста участковые врачи наблюдают за ребёнком. Следят за его и физическим эмоциональным состоянием. Чем раньше медицинский персонал обратит внимания на определённые симптомы в поведении ребёнка, тем лучше. Мы не упустим драгоценное время в целях помощи особенному ребёнку. Уже, будучи в дошкольном учреждении. Ребёнок начинает вести себя не так, как все дети. И здесь педагоги, и родители начинают бить тревогу. В этом вопросе необходимо профессионально разбираться в особенностях развития ребёнка. Важно подготовить родителя к принятию данной информации. Для этого в общеобразовательных организациях функционирует консилиум. Предварительно специалисты общеобразовательного учреждения обследуют ребёнка. Где принимают коллегиальное решение и далее направляют родителей. Увы, не всегда родители принимают важную информацию и рекомендации работников образовательных учреждений. А когда уже после спохватываются, но время, к сожалению упущено. Наша задача: своевременно выявить и направить родителей ребёнка к следующим специалистам. И здесь же профессионально донести до родителей информацию о ребёнке. Важно, чтобы родитель принял соответветствующие меры относительно своего ребёнка.
- определить. Для определения конкретного диагноза и дальнейшей перспективы развития. В этом аспекте первостепенную роль играют медицинские специалисты. Только врач имеет право ставить диагноз и прописывать соответствующее медикаментозное лечение. Возможно, для выявления данного диагноза потребуется обход не одного и не двух специалистов, а сразу несколько специалистов для выявления точного и правильного диагноза. Также здесь огромную роль играет педагогическая и социальная запущенность ребёнка. В этом направлении необходимо детально разбираться и приходить к обоюдному решению и мнению.
В этом аспекте необходимо мнение всех специалистов. Если диагноз определён и имеются причины для беспокойства, то в этом случае необходимо соответствующее медикаментозное лечение. В общеобразовательном учреждении подключить службу психолого – педагогического сопровождения ребёнка. В определённых случаях ребёнку необходимо тьютерское соровождение.
На ребёнка со статусом РАС все специалисты и педагоги пишут на ребёнка адаптированную образовательную программу и составляют планы коррекционно – развивающей работы для каждого ребёнка со статусом овз. И вместе с этим ведут соответствующую документацию на конкретного ребёнка. Исходя из его реальных потребностей и возможностей.
У детей с расстройством аутистического спектра (РАС, РДА) как правило, присутствует полный комплекс отклонений: наблюдается моторная заторможенность, вялость, неуклюжесть и. т. д. При этом такие дети могут быть достаточно физически крепкие. Такие дети очень редко болеют, а если даже и заболевают, то – это, как правило, ненадолго. Они физически выносливы, но, тем не менее, страдает осанка, координация движений, неуклюжесть и. т. д. Именно на физическое развитие таких детей в первую очередь необходимо обращать внимания. Неуклюжесть и плохая походка напрямую связана с работой мозжечка. Здесь же и мышление и мыслительная деятельность.
При этом у детей плохо развита память, воображение и мышление. Такие дети попросту не умеют логически мыслить. У детей практически нет речи, есть некое звукоподражание и некоторые односложные слова.
Поэтому в работе с такими детьми необходим комплексный подход по всем линиям развития, согласно ФГОСу, а именно: а именно физическое, познавательное, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и речевое. Особое внимание необходимо уделять физическому развитию детей, а именно формированию двигательной сферы ребёнка. Физическое развитие – это фундамент благоприятного развития ребёнка в целом. От того какое у ребёнка будет физическое развитие зависит параллельно познавательное и умственное развитие ребёнка.
Движение – это целенаправленная деятельность, приводящая к определённому конечному результату. Движение – это своего рода некий процесс, который заставляет слышать, думать, действовать и мыслить. Движение – это своего рода ориентировка ребёнка в пространстве в собственном теле.
Когда ребёнок с РАС совершает какое – либо действие или движение у него в первую очередь активизируется мыслительная деятельность. Ребёнок начинает мыслить и думать, как выполнить данное движение. Как сделать так, чтобы получилось как у сверстников. Действие – это, прежде всего целенаправленный процесс развития мышления. И если мы будем целенаправленно работать над формированием двигательной сферы у ребёнка с РАС. Тем быстрее мы увидим развитие других сфер жизни у ребенка.
Основные направления в развитии двигательной сферы ребёнка с Рас :
-развитие двигательных умений и навыков;
- развитие умение ориентировки в пространстве;
-воспитание выносливости и физической активности;
-умение соотносить действия со словами;
-развитие глазомера и координацию движений;
- формирование интереса к занятиям по физической культуре;
- содействовать всестороннему развитию ребёнка.
На самом деле в движении координируется сразу несколько аспектов в развитии ребёнка. У ребёнка с РАС, таким образом, развивается слуховое внимание и восприятие, зрительное внимание, движения содействуют познавательному развитию детей в целом. И самое главное – у ребёнка появляется огромное желание повторять за педагогом физические упражнения и действия. У него появляется желание и далее физически развиваться.
В этом направлении необходимо работать и с родителями. Важно, чтобы они принимали активное участие в жизни своего ребёнка. Прислушивались рекомендаций и советов специалистов. Если не только в общеобразовательном учреждении уделяется большое внимание формированию двигательной сферы ребёнка, но и будет уделяться в домашних условиях. То и все остальные процессы у ребёнка с РАС будут активно совершенствоваться и развиваться, а именно мозг и мыслительная деятельность.
У ребёнка начинает активно работать мышление. Ребёнок выполняет движение, учится думать и мыслить. Таким образом, формируется двигательная сферы детей с РАС.
У детей с РАС очень часто наблюдаются определённые формы повторяющегося и носят выраженный характер
Стереотипия — это своего рода неконтролируемые и бесцельные движения.
Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например расположение объектов определённым образом.
Потребность в однообразии таким детям необходима определённая последовательность во всех действиях.
Ограниченное поведение — при котором интерес человека или его активность являются узкосфокусированными.
Аутоагрессия — активность, направленная на причинение вреда самому себе (ранения, удары, укусы).
Двигательная сфера – это комплекс двигательных и физических упражнений, адаптированный для конкретного ребёнка с РАС.
Необходимо в формировании двигательной сферы учитывать :
-возраст ребёнка (использовать те упражнения, которые благоприятны для его возрастного этапа);
- эмоциональное состояние ребёнка (необходимо в процессе формирования двигательной сферы ребёнка следить за его эмоциональным состоянием и в случае чего менять сферу деятельности);
- комплекс упражнений (разрабатывать необходимо индивидуально с учётом нозологического заключения ребёнку);
- дозировку упражнений (не в коем случае не перегружать ребёнка учитывать цикличность и дозировку упражнений).
- физическое здоровье и физические возможности ребёнка ;
-нозологию (У каждого ребенка, имеющего статус овз имеется заключение, в котором расписано конкретные направления работы для каждого специалиста. В том числе и для инструктора по физической культуре именно эти рекомендации необходимо применять при работе с ребёнком РАС).
Для того, чтобы сформировать двигательную сферу детей с РАС для этого необходимо осознанное участие в выполнении движения или воспроизведении его, что является признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения. Для того, чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их необходимо:
- Медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
- Описывать упражнения просто, опираясь на наглядность и подражание.
- Проговаривать вместе с ребенком выполняемые движения.
- Начинать с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши, движений руками «вперёд», «вверх», «вниз», сгибательных движений ногами и др.);
- Одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
- Сопровождать движения ребенка ритмичным стишком;
- Помогать ребенку, он ждёт вашей поддержки Каждое его движение одобрять, воспитывать физическую активность.
Здесь важно подобрать актуальный комплекс упражнений для конкретного ребёнка с учётом его актуальных возможностей на данный момент. И важно следить за результатом по мере овладения ребёнком двигательных умений и навыков. Периодически проводить диагностику с целью определения актуальных физических возможностей ребёнка с РАС и разработкой определённого комплекса упражнений. Постепенно усложнять комплекс упражнений, добиваясь постепенно поставленных задач в физическом развитии ребёнка.
Важно систематически и целенаправленно работа с таким ребёнком, придерживаться всеми специалистами и педагогами определённой коррекционной траектории. Использовать определённые методы и приёмы в формировании двигательной сферы у детей с РАС. В этом же направлении работать и с родителями детей с РАС. Лишь при комплексно взаимодействии педагогов и специалистов общеобразовательного учреждения можно добиться определённых стойких результатов.
Важная и основная задача в формирование двигательной сферы детей – это ориентироваться в пространстве. В какую сторону повернуться, учить определять правую и левую руку и. т. д. Учить детей в целом координировать свои действия и движения и в целом владеть своим телом. Движения напрямую связаны с работой мозга и мыслительной деятельностью. Это очень важно и необходимо для ребёнка с РАС. Формирование двигательной сферы с детьми РАС целенаправленно проводится на индивидуальных занятиях инструктором по физической культуре.
На стадии формирования у детей с РАС стереотипа двигательной деятельности следует осторожно вводить новые упражнения или игры, учитывая неустойчивость внимания ребенка при освоении новой деятельности. В том случае, если ребенку понравилось какое-то двигательное задание, то его следует чередовать с другими заданиями. [5,с. 68].
Список источников
1. Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Полиграф сервис, 2001.
2. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В. И. Гарбузов. – Л. : Медицина, 1990.– 176 с
3. Бердова, О. С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната IIIV вида. [Текст] // О. С. Бердова – Коррекционная педагогика –№4(34,– 2009.– С. 25-28
4. Семенович, А. В. Ланина, Т. Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А. В. Семенович, Т. Н. Ланина.
5. Уфимцева Л. П., Сафонова Л. М., Полежаева Е. Б. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития [Текст] // Л. П. Уфимцева, Л. М. Сафонова, Е. Б. Полежаева – Коррекционная педагогика,– №6 (18,– 2006.– С. 67-75.