МААМ-картинки

Патриотическое воспитание дошкольника

Светлана Ряховских
Патриотическое воспитание дошкольника

Понятие патриотическое воспитание дошкольника.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Понятие патриотизм в педагогических аспектах.

2. Создание условий для развивающей среды.

3. Механизм формирования нравственного качества патриотизма.

4. Аналитический результат опыта работы.

5. Список используемой литературы.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольника» размещена в разделах

Понятие патриотическое воспитание дошкольника.

Патриотизм по своей природе многогранно,

оно объединяет все стороны личности:

нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,

а также физическое развитие

и предполагает воздействие на каждую из сторон

для получения единого результата.

Макаренко А. С. [1, c. 87].

Понятие патриотизм в педагогических аспектах.

Анализируя философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе

междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.

Ключевые слова:патриотизм, патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, цели патриотического воспитания.

В отечественной педагогической науке понятие российского патриотизма рассматривается, как правило, в контексте патриотического воспитания как предмета исследования.

Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, а также Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Эта теория основывалась на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма [2, с. 86].

Патриотизм одно из качеств воспитания дошкольника. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. [3, с. 34].

Патриотизм как один из базовых компонентов общественного сознания имеет комплексную структуру. Он - объект изучения ряда общественных наук, и, прежде всего: истории, этнологии, социологии, политологии. В отечественной социальной психологии проблема патриотизма до последнего времени не ставилась и не является традиционной. Но это не означает, что социальные психологи вообще не проявляли никакого интереса к ее изучению. Феноменом патриотизма, имеет давнюю историю в этнической психологии и психологии межгрупповых отношений.

Нами было рассмотрено и проанализировано диссертационные работы по патриотическому воспитанию, выполненных за последнее десятилетие, позволяет судить о количественных и качественных параметрах исследований. В исследованиях ярко выражена предметная направленность патриотического воспитания. Патриотическое воспитание и его аспекты - (направления) исследуются как процесс в определенных условиях различные возрастные группы, воспитательный потенциал.

Итак, можно констатировать, что патриотизм сегодня – это важнейшая и всеобщая форма социально-гражданской сакрализации, т. е. возвышение своей страны приобщение к историческим ценностям своего народа, народной культуре [4].

В группе нами была создана предметно развивающая среда в соответствии с направлениями программ.

оборудовали стенд «Моя малая Родина - Оренбург». Совместно с родителями и детьми были организованны экскурсии к историческим памятникам нашего города и поселка Бёрды, также мы посещали музей МОБУ «СОШ» №14 «Емельяна Пугачева» родителям и детям очень понравилось.

подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Собери флаг России, Оренбурга». Дети с удовольствие играют, тем самым пополняют свои знания о военных профессиях, закрепляют названия военной техники, с удовольствие собирают пазл дидактической игры «Собери флаг России, Оренбурга».

оформили альбом для рассматривания: «Моя семья», «Национальные костюмы», «Мой любимый город Оренбург», «Государственная символика Оренбурга», «Природа нашего края», «Животный мир Оренбуржья», «Полезные ископаемые Оренбуржья». Нами было замечено, что дети с удовольствием уединяются в уголке «Семья» для просмотра альбомов.

особое внимание мы уделяем подвижным играм. Оформили картотеку «Народных игр, где собраны игры народов населяющие Оренбургский край (Русские, Башкирские, Татарские).На данный момент современные дети с удовольствие погружаются в народные игры самая любимая игра детей нашей группы это «Заря – заряница». Для этой игры мы совместно с родителями изготовили ленточную карусель.

в группе оформлен мини – музей «Горница» «Куклы обереги», «Народная утварь русских умельцев», «Куклы в национальных костюмах», «Русские народные матрешки». В мини – музее ребенок может покачать кукол в люльке, приготовить обед на печке, попить чай из самовара. Девочки с удовольствием в уголе прикладного искусства самостоятельно изготавливают куклы обереги для игры. Развивают свое творчество, тем самым воспитывается любовь к малой родине.

оформили сюжетно-ролевую игру «Моя семья» «Сказки из бабушкиного сундучка».Ведется работа в тесном сотрудничестве родители и дети в обогащении предметно развивающей среды. Детям очень нравится драматизироватьсказки они проявляют свой талант, творческие способности.

оформили альбом «Народные былины», «Считалочки», «Потешки», «Заклички».

Механизм формирования нравственного качества патриотизма.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.

Нравственно -патриотическое воспитания дошкольников, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Учитывая механизм формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народные сказки, малые формы фольклора – это история, культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между народами населяющие нашу Родину. [4; с. 15]

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».[5.]

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Знакомство дошкольников с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. [6.]

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В нашей группе была разработана система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. При разработки парциальных программ «Моя малая Родина - Оренбург», «Горница». Нами учитывался национально региональный компонент историко географического расположения детского сада, так как наш детский сад расположен в казачьем п. Бёрды. Мы стараемся рассказать детям об этнической самобытности народов, проживающие на территории малой родины, их обычаях традициях, религии поддерживать интерес к своей родословной. Свою систему работы организовали по принципу «от простого к сложному». Программы предназначены для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Аналитические результаты опыта работы

На основе положения мониторинга качества достижения детей планированных результатов освоения программного материала, показало, что детьми группы общеразвивающей направленности был на среднем уровне и вышесреднего.

Всего обследовано: 38 воспитанников;

на среднем уровне 17 воспитанников;

на вышесреднем 21воспитанник;

Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. ЮАфонасьевой, Н. А. Виноградовой., Н. В. Микляевой. [7; с. 64].

Диагностика игровой активности дошкольников «Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г. А. и Афонькиной Ю. А; [8; с. 23].

Таким образом, создание в группе атмосферы нравственно – патриотического воспитания, оказывают влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного, уважительно относится к людям других национальностей и религий, традициям, обычаям их национальной культуры. Дети узнают и называют символику страны, города, могут дать ответы на вопросы о богатстве родного края достопримечательностях.

Была проведена огромная работа по изучению народного фальклора, народного искусства, составления конспектов фольклорных вечеров и обрядовых праздников – всего того что складывается в систему. Стараемся соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей. Знакомя детей с народным искусством, организовали кружок прикладного искусства. Постепенно подводим ребят к понятию «Народная игрушка».

Народные игры привлекали наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключившийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Традиционно раз в месяц в группе проводятся фольклорные вечера, на них приглашаются родители. Обязательно в этот день к детям приходит любимые герои сказок, проводят веселые подвижные игры, пляски и хороводы.

Результат позволяет сделать вывод, что формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Список литературы

1). Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. -М. : Просвещение, 1946. – 450с,

2). Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

3). История педагогики/ Педагогическая система взглядов К. Д. УшинскогоПод ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. – М. : Просвещение, 1982.

4). Козлов А. А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании: информационный портал. URL : https://www.nravstvennost.info/librarv/news detail.php?1D=2263.

5). (https://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html) :

6). Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.

7). Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М. : ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

8). Методика одномоментных срезов /Под ред. Урунтаевой Г. А. и Афонькиной Ю. А— М. :

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность Методическая разработка по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через.

Патриотическое воспитание Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Патриотическое воспитание дошкольника «Патриотическое воспитание дошкольника» Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной.

Национально-патриотическое воспитаниеНационально-патриотическое воспитание Национально-патриотическое воспитание сегодня приобретает особую ценность. Важно, чтобы наши дети гордились своей страной! Патриотическое.

Патриотическое воспитание «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Патриотическое воспитание дошкольника Патриотическое воспитание дошкольника. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ. Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Патриотическое воспитание в ДОУ ОТЧЕТ о проделанной работе в рамках Месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания «За Веру, Кубань и Отечество!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольника
Опубликовано: 20 января 2017 в 12:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД