Получи документы

Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации

Гульнара Габдрахимовна Осипова
Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию системы патриотического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях города.

Публикация «Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации» размещена в разделах

Сегодня уже нет необходимости говорить о том, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества в целом обостряют проблемы морально-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, так как вызывают необходимость формирования свободной и ответственной личности гражданина-патриота своей страны, способного оптимально строить свою жизнь, подготовленного к новым общественным отношениям, умеющего адаптироваться в новых социокультурных условиях и способного найти своё место в этом обществе.

Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у обучающихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает важное значение по нескольким причинам:

-возрастает уровень информированности молодого поколения,

-процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма,

-современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания учащейся молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.

В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.

Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.

В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем понятие «патриотическое воспитание» как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают в себя:

- воспитание патриотических чувств,

-формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера,

-расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.

Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания.

Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических, это использование различных сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр., обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

К основным направлениям патриотического воспитания в образовательном учреждении можно отнести:

-Краеведческо - поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.

-Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.

-Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, района, области.

-Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.

-Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.

-Работа с семьей. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.

-Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы.

Реализация данных направлений неразрывно связана со следующими формами деятельности:

-выполнение исследовательских работ по краеведению;

-организация поисковой работы;

-волонтерская и «тимуровская» работа;

-проведение встреч с известными людьми, героями;

-изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

-организация детских творческих конкурсов и т д.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы следующие условия:

-совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области;

-модернизация материально-технической базы патриотического воспитания;

-повышение уровня организационно-методического обеспечения;

-повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;

-развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах;

-более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры;

-более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Можно обозначить следующие перспективы развития по проблеме патриотического воспитания :

-проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта по данному направлению, апробация новых методик и технологий;

- поиск, отбор и внедрение наиболее действенных, практико-ориентированных моделей социального воспитания подростков, реализуемых в российской и зарубежной педагогической практике, расширение числа партнерских программ;

- публикация лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности детских общественных объединений;

- активизация межрегионального и международного сотрудничества детских организаций, стимулирование вступления в сообщества, ассоциации, партнерские сети;

-проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи.

-возрождение традиционных, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом форм воспитательной работы.

Огромное значение воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет и краеведческая работа. Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами. С 2020 года в нашем образовательном учреждении по решению родителей учащихся предмет «краеведение» включен в часть учебного плана. Цель изучения курса – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям.

Задачи курса: содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;формировать здоровые этико- эстетические представления школьников; прививать любовь к Родине, к культурным ценностям народов Республики Башкортостан, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;способствовать возрождению и развитию национальных культур;способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;формировать творческое мышление у школьников.

Патриотическое воспитание учащихся представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на формирование у воспитанников патриотизма.

Сущность данного процесса состоит в освоении обучающимися прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.

Целенаправленная организация процесса патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формирования собственной гражданской позиции.

Усвоение личностью патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой информации и выполнение своих гражданских функций и социальных ролей.

Приобщение человека к патриотическим ценностям происходит в процессе реального включения личности и многообразие общественных отношений, наиболее существенные из них те, мировоззренческие убеждения и патриотические качества, которых предопределяют отношение обучающихся к своим гражданским обязанностям.

Учитель краеведения,ОДНК МБОУ «Лицей №1» г. Салават Республики Башкортостан Осипова Г. Г.

Литература:

1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития// Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.

2. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс., докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.

3. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М. : Аркти, 2003. - 166 с.

4. Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Положение о детской организации «Ювента» школы-интерната для обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения. 1.1. Данное Положение разработано на основании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации
Опубликовано: 12 августа 2021 в 08:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Габдрахимовна Осипова (УИ 2589012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД