Папки-передвижки

Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации

Гульнара Габдрахимовна Осипова
Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации

Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию системы патриотического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях города.

Публикация «Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации» размещена в разделах

Сегодня уже нет необходимости говорить о том, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества в целом обостряют проблемы морально-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, так как вызывают необходимость формирования свободной и ответственной личности гражданина-патриота своей страны, способного оптимально строить свою жизнь, подготовленного к новым общественным отношениям, умеющего адаптироваться в новых социокультурных условиях и способного найти своё место в этом обществе.

Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у обучающихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает важное значение по нескольким причинам:

-возрастает уровень информированности молодого поколения,

-процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма,

-современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.

В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания учащейся молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.

В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах отечественных политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплоченности.

Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.

В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства.

Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем понятие «патриотическое воспитание» как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают в себя:

- воспитание патриотических чувств,

-формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера,

-расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.

Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания.

Формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических, это использование различных сочетаний традиционных и нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр., обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

К основным направлениям патриотического воспитания в образовательном учреждении можно отнести:

-Краеведческо - поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. д.

-Литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.

-Экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении родного края, района, области.

-Физкультурно-оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.

-Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.

-Работа с семьей. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.

-Предметное. Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы.

Реализация данных направлений неразрывно связана со следующими формами деятельности:

-выполнение исследовательских работ по краеведению;

-организация поисковой работы;

-волонтерская и «тимуровская» работа;

-проведение встреч с известными людьми, героями;

-изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

-организация детских творческих конкурсов и т д.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы следующие условия:

-совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области;

-модернизация материально-технической базы патриотического воспитания;

-повышение уровня организационно-методического обеспечения;

-повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;

-развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах;

-более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры;

-более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Можно обозначить следующие перспективы развития по проблеме патриотического воспитания :

-проведение открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций успешного опыта по данному направлению, апробация новых методик и технологий;

- поиск, отбор и внедрение наиболее действенных, практико-ориентированных моделей социального воспитания подростков, реализуемых в российской и зарубежной педагогической практике, расширение числа партнерских программ;

- публикация лучших социальных проектов, инновационных технологий деятельности детских общественных объединений;

- активизация межрегионального и международного сотрудничества детских организаций, стимулирование вступления в сообщества, ассоциации, партнерские сети;

-проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи.

-возрождение традиционных, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом форм воспитательной работы.

Огромное значение воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет и краеведческая работа. Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами. С 2020 года в нашем образовательном учреждении по решению родителей учащихся предмет «краеведение» включен в часть учебного плана. Цель изучения курса – воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям.

Задачи курса: содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;формировать здоровые этико- эстетические представления школьников; прививать любовь к Родине, к культурным ценностям народов Республики Башкортостан, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;способствовать возрождению и развитию национальных культур;способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;формировать творческое мышление у школьников.

Патриотическое воспитание учащихся представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на формирование у воспитанников патриотизма.

Сущность данного процесса состоит в освоении обучающимися прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.

Целенаправленная организация процесса патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формирования собственной гражданской позиции.

Усвоение личностью патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой информации и выполнение своих гражданских функций и социальных ролей.

Приобщение человека к патриотическим ценностям происходит в процессе реального включения личности и многообразие общественных отношений, наиболее существенные из них те, мировоззренческие убеждения и патриотические качества, которых предопределяют отношение обучающихся к своим гражданским обязанностям.

Учитель краеведения,ОДНК МБОУ «Лицей №1» г. Салават Республики Башкортостан Осипова Г. Г.

Литература:

1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития// Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.

2. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс., докт. пед. наук. М., 2001. - 396 л.

3. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М. : Аркти, 2003. - 166 с.

4. Что нужно, чтобы наши дети выросли патриотами?//Учит. газ. -2003. 15 июля. - С. 8

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Положение о детской организации «Ювента» школы-интерната для обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения. 1.1. Данное Положение разработано на основании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание обучающихся, как ресурс эффективной образовательной организации
Опубликовано: 12 августа 2021 в 08:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД