Светлана Серебренникова
Статья «Пение в речевой позиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса можно многое выразить, о многом рассказать. Но это реально только при условии владения голосом, который является очень сложным, многокомпанентным, почти полностью закрытым «инструментом». Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушения гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Публикация «Статья „Пение в речевой позиции“» размещена в разделах
Правильный режим голосообразования является результатом специальной, кропотливой работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали и педагоги практики Н. А. Метлов, Е. С. Маркова, Е. П. Иова, Е. М. Дубянская, Р. Краснобородская и др., предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
«Пойте диафрагмой!», «Открывайте рот!», «Опустите язык!». Звучит знакомо, не правда ли? Многие, надрывая свой голос в детстве переходят с этим во взрослое состояние пока в один прекрасный день, не обнаруживают, что он «сгорел». Большинство преподавателей вокала не могут понять того, что когда ребенок открывает рот, ему не нужно думать одновременно о двадцати вещах. И хотя не все дети могут петь одинаково хорошо, тем не- менее каждый должен владеть способностью делать это уверенно и естественно. Секрет заключается в приеме, который называется «пением в речевой позиции», (когда гортань находится в таком же положении, как во время речи). Он позволяет при пении пользоваться голосом также легко и комфортно, как вы делаете это во время разговора. Когда вы разговариваете в тихой, удобной манере, ваши внешние мышцы (расположенные вне гортани) не участвуют в работе гортани. Это происходит потому, что в этом случае вас заботит не звук, а передаваемая информация Таким образом гортань остается в относительно стабильном, речевом положении. Это положение или позиция являются идеальным для пения. Не зависимо от регистра и громкости, рот и горло ведут себя одинаково. Тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными, как вам самим, так и вашей аудитории.
Пение в речевой позиции – это естественный приём, при котором голос работает без усилий, когда вы не позволяете мышцам, лежащим вне гортани, вмешиваться а процесс рождения звука, голосовые связки более легко находят баланс с потоком выдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Кроме того, высвобождается процесс появления звука, высвобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. Голос сбалансирован по качеству: при расслабленной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором поет ребенок. Диапазон дошкольников очень ограничен в силу неразвитости голосового аппарата, по этой причине часто возникают проблемы при подборе репертуара. Данная методика позволяет расширить границы детского диапазона с помощью специальных упражнений, которые я начинаю вводить в средней группе детского сада, как на занятиях со всеми детьми, так и в индивидуальной работе.
Основополагющим считаю не классификацию детского голоса, что чаще всего применяется в педагогической практике, а исходное качество голоса. Если при разговоре голос звучит чисто и не напряженно, то и вокальный голос должен базироваться на качестве разговорного. Если гортань находится в расслабленной речевой позиции, не зажаты мышцы лица, нижняя челюсть (что встречается очень часто и эти проблемы педагог должен решать как первоочередные, потому как, существует вероятность, что с этим ребенок уйдет из детского сада, и дай бог найдется специалист, который исправит этот недостаток, это позволяет голосовым связкам свободно приспосабливаться к потоку выдыхаемого воздуха и чисто технически высокие ноты смогут спеть достаточно больше детей, чем вы думаете. Возможно они не смогут их долго держать, но они должны быть в состоянии взять их технически правильно. Таким образом они всегда будут иметь резерв нот, выходящих за общепринятые рамки диапазона, соответствующего возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Качество звука определяется индивидуальной анатомией каждого ребенка, а не является предопределенным идеалом. Оно должно определятся сочетанием верхних, средних и нижних резонансных составляющих, которое является результатом стабильного и расслабленного состояния гортани.
Много пишут, говорят о правильном дыхании (дыхательная установка, однако важность дыхания во время пения довольно длительное время сильно преувеличивалась. Правильное дыхание является побочным продуктом правильной техники пения. Не следует специально заниматься дыханием. Если вы поможете детям привести гортань в такое состояние, в котором она не будет двигаться, и внешние мышцы будут расслаблены, то косвенно вы получите и соответствующую дыхательную поддержку звука. Если во время пения ребенок сохраняет правильную позу, и вы следите за тем чтобы грудь не опускалась при выдохе, то диафрагма вполне в состоянии двигаться и автоматически управляться брюшными мышцами. Если пытаться напрямую контролировать мышцы во время пения, то дополнительное напряжение приведет только к перенапряжению связок. Для хорошего звука не нужно много воздуха. При оптимальном дыхании устанавливается баланс между воздухом и мышцами.
Практические результаты могут быть получены только при помощи специальных упражнений, развивающих вокальную координацию, при которой появляется возможность звукоизвлечения в речевой позиции. Регулярные занятия поддерживают голос в эффективном состоянии, любые отклонения от правильной техники легко обнаруживаются и легко исправляются. Эта методика проста и эффективна, у детей развиваются музыкальный слух и голос, появляется перспектива развития сольной деятельности. К тому же занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья.