МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет»

Лосева Вера
Мастер-класс «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс с педагогами по теме: «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6-7 лет (в рамках проекта «Маленький оратор».

Девиз: «Поэтами рождаются, а ораторами становятся».

Цель: познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства. Совершенствование практических коммуникативных, риторических навыков.

Публикация «Мастер-класс „Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет“» размещена в разделах

Задачи: создать условия для профессионального совершенствования педагога. Повышение профессионального мастерства педагогов.

Оборудование: пластиковые конверты, деревянные пробки от винных бутылок, салфетки, листы бумаги с текстами, маски синьора-помидора, моркови, яблока, кока-колы, буклеты.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).

Сегодня я с вами хотела бы провести мастер-класс по использованию элементов Риторики в красивой, выразительной речи. Мы с вами педагоги, и нам приходится каждый день «выступать» возле доски. Но, одно дело рассказывать что-то детям. а другое дело выступить перед своими коллегами. И. чтобы наша дикция нас не подвела, необходимо хорошо потренироваться.

Прежде для красивого голоса необходимо правильное глубокое дыхание:

1. Тренировка дыхания: Чтобы не сбилось дыхание перед выступлением, и успокоиться необходимо поработать над дыханием.

-Вдохнули носом воздух (надуваем живот и поднимаем диафрагму вверх) и медленно выдыхаем ртом при выдохе работают косые мышцы языка они работют «поршнем», выталкивая воздух из легких.

- Вдохнули воздух носом, живот надуваем, и зовем киску «КС» руки внизу живота (контролируем работу мышц).

- В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.

- Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки:

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

2. Артикуляционная гимнастика. (после каждого упражнения- «фырканье» (каждое упражнение выполнять 10 раз).

Мы все знаем органы артикуляции и прекрасно знаем для того, чтобы речь звучала хорошо, должны работать в полном объеме: язык, губы, нижняя челюсть т. е должна быть хорошая дикция- упаковка информации, вялая дикция- это неуважение к собеседнику. В тренировке артикуляционных органов нам помогает артикуляционная гимнастика.

- Начинаем с растирания ладоней и мочек ушей.

- Плечи вперед, назад, наверх, опустили. (дышим животом).

- Покусывание языка.

- С силой опускаем язык к подбородку, а затем к носу.

- Круговые движения языком по губам с внутренней стороны с открытым ртом, затем с закрытым.

-Уколы в щеки (чувствуем напряжение языка).

- «Трубочка», «Улыбка».

- Вращение губами (делаем круг).

- Упражнение с пробками требует больших усилий, что активирует речевой аппарат, тренирует мышцы языка, другими словами упражнения на сопротивление. (зажимаем пробку во рту и произносим сначала слоги (для детей берем простые слоги)БРА-БРО-БРУ-БРЫ; ТЛА –ТЛО ТЛУ-ТЛЫ; РАМ-РЭМ-РИМ-РУМ; ПЛЯ-ПЛЕ-ПЛЮ-ПЛИ; ТАЛЬ-ТОЛЬ-ТИЛЬ-ТУЛЬ; затем произносим свою речь).

3. Работа над голосом.

Кроме четкой дикции немаловажную роль играет голос:

- высота голоса имеет 3 регистра: высокий, средний, низкий, при работе с аудиторией мы используем средний регистр

-звучность;

-темп; При работе с аудиторией мы используем немного убыстренный темп, замедляя его, если нужно что либо выделить, какую-то главную мысль.

- тембр;

А) Высота голос а:

- «Поднимаем и опускаем голос вместе с ладонью».

- «Поднимаем и опускаем» голос вместе с ладонями. которыми

трясем.

Б) Звучность голоса:

-вдохнули, открыли рот, а губы сомкнули, а ноздри расширили, «поршнем» внизу живота выдавливаем звук (ноздри дрожат).

- Затем так же вдохнули и соединяем зв. М с гласными звуками. (тренироваться каждый день в течение 2 недель по 10 мин).

В) Темп и ритм речи.

Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Когда же оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Чтобы уметь в речи легко переходить из одного темпа в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат, овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов. Для тренировки темпо-ритма есть свои упражнения и необходимо соблюдать следующие правила:

При быстром темпе четче говорить,

Мысль ярче рисовать, ни оговорки

Не допускать и виденья «вложить»

Закон сценической скороговорки.

Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер)

Темпу речи помогу —

Стометровку пробегу.

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами.

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу.

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка,

Сразу темп взять — тренировка.

Я несусь быстрее ветра,

Что секунда — десять метров.

Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок.

Никаких нет оговорок,

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

Упражнение «Алла –меняла». (Постепенное повышение тона

голоса с одновременным убыстрением темпа речи)

Алла меняла:

Карандаш на марку

Марку на палку,

Палку на брошку,

Брошку на гармошку,

Гармошку на рожок,

Рожок на гребешок,

Гребешок на книжку,

Книжку на шишку,

Шишку на ложку,

Ложку на плошку,

Плошку на линейку,

Линейку на лейку,

Лейку на горшок,

Горшок на цветок,

Цветок на карандаш.

Вот какой ералаш

В голове у менялы —

Глупейкиной Аллы!

Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов, двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.

Упражнение «Карнавал». (Постепенное повышение тона голоса с одновременным убыстрением темпа речи, сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов).

В ночь под самый Новый год,

Карнавал у нас идет,

Краски вновь меняют краски

И за маской мчатся маски

Пробегает крокодил

Стадо взбалмошных горилл

Два индейца и ковбой

Черти-лешие толпой

Квазимодо. Робинзон,

И какой-то фон-барон,

И какой-то водолаз,

И какой-то дикобраз,

Космонавты и верблюд,

Великан и лилипут,

Огнедышащий дракон

И большой ушастый слон,

И мордастый бегемот…

Закружился хоровод!

4. Интонация

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонация - это своеобразные подъемы и спуски вашего голоса. При чтении стихов мы её часто называем выразительным чтением. Монотонность речи в общении очень утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту.

Упражнение 1: Повторите фразу с интонацией, которую я вам задам:

1. Здравствуйте, я ваша тетя! С горечью

2. Эх, жизнь моя жестянка. С радостью

3. Ваня, я ваша навеки! Печально

Упражнение 2. А теперь попробуйте вместе со мной произнести скороговорки со сказочной интонацией.

Упражнение 1:

Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Упражнение 2: «Ой!»

Нафантазируйте мгновенно ситуацию, в которой бы вы «ойкнув» (можно многократно) могли:

-удивиться- восхититься- пококетничать

-надсмеяться- задуматься- поиронизировать

Упражнение 3 : «Язык инопланетян» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно логически выделяя звуки «а», «о», «у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируя тот же звук в своём ответе.

АОУ? – АОУ; АОУ? – АОУ; АОУ? - АОУ.

Вот такие чудеса творит интонация!

2 Рубрика " Умение чисто говорить"

Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки. Я вам предлагаю такие:

---

1) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

---

2) Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

А теперь поработаем над технической стороной речи с помощью шутливых стихотворений:

Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов.

- Из русского фольклора: «Веселые животные».

Бегут, бегут со двора

Гулять, гулять в луга:

Курка-гарабурка-каки-таки,

Утка поплавутка –бряки-кряки,

Гусь –водомусь-гаги-ваги,

Индюк-хрипиндюк-шулты-булты,

Свинка- толстоспинка-чахи-ряхи,

Коза-дерибоза-меке-беке,

Баран-крутороган -чики-брыки,

Корова- комола-тпруки-муки,

Конь-брыконь-иги-виги.

ЛИСА И КУРИЦА (из зарубежного фольклора)

По хамбер- джамбер я шагал,

По хамбер- джамбер – джони

И вдруг увидел – риг- ма-джиг

За шею тащит бони.

Ах, будь со мною хоб-ма-гог,

Мой хоб-ма-гоб-ма-гони,

Я застрелил бы риг ма-джиг

За кражу бедной бони.

Игра «Войско овощей и фруктов»

Цель - активизировать речевую деятельность; формировать желание общаться и достойно выходить из нестандартных речевых ситуаций.

Сюжет

Однажды Синьор Помидор решил собрать войско из продуктов. Пришли к нему морковь, яблоко, кока-кола, лук (в роли помидора, продуктов — слушатели курсов). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: убедительно, занимательно, ярко (артистично) – и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в «войско», Помидор решает, кто поступит в его «войско», аргументируя свой выбор.

Итог сказки :С помощью хорошей речи мы можем многого добиться. Если хорошо, убедительно говорить, можно убедить кого угодно в чем угоднои самое главное быть самому верить в то, что говоришь, недаром говорил Сократ : «Чтобы убедить тысячи, нужно убедить одного человека – самого себя».

И, заканчивая свое выступление я скажу, что человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Публикации по теме:

Конспект мастер-класс с родителями «Развитие памяти, мышления и логики у детей 3–4 лет» Цель: расширить знания родителей о методах,играх и методам для использовании в домашних условиях. Развивать навыки общения и взаимодействия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» «Развитие речи детей в процессе совместной творческой деятельности по созданию портретов» Цель: Заинтересовать проблемой развития речи дошкольников.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у детей 5–6 лет старшей группы» Мастер – класс для родителей «Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет старшей группы Цели: повышение педагогической грамотности.

Мастер-класс «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи в игровой деятельности»Мастер-класс «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи в игровой деятельности» Мастер - класс на тему: «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи в игровой деятельности». Ребенок с ранних.

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста" Слайд 2. Актуальность темы. С ведением ФГОС одним из основных направлений.

Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.

Перспективный план «Социально-коммуникативное развитие». Формирование основ безопасности 2–3 года Сентябрь Формы работы Цели Развивающая среда в группе Работа с родителями 1. Знакомство с элементарными правилами безопасности дорожного.

Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».

Развитие выразительности речи детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности «Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность заняла прочное место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет»
Опубликовано: 22 марта 2019 в 10:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование основ ораторской деятельности, развитие выразительности речи у детей 6–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Лосева Вера (УИ 1719343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД