Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой

Елена Петрованова
Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой
▼ Скачать + Заказать документы

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРЯПИЧНОЙ КУКЛОЙ

Аннотация: В статье представлена актуальность, значение, возможности, условия, методы работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой. Разработанная проектная деятельность даёт возможность использования этого направления в образовательном процессе в ДОУ.

Ключевые слова: народная культура, кукла, тряпичная кукла.

Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой» размещена в разделах

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок знал историю своей семьи, страны, почувствовал уникальность своего народа, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. По утверждению Арнольдова А. И, Денисюка Н. П, Ибрагимовой Л. А, Лазарева А. И, Семенова В. М, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. [ 2]

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной русской народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния русской народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка. Ребенок, по мнению Безносова В. Г., Зеньковского В. П., Лихачева Д. С., является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. [4]

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. [4]

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Роль куклы несомненно выше в иерархии игрушки, особенно народной, традиционной. Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла более всего сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. [6 ]

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Матерчатых кукол делали с незапамятных времен, по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней жизни и была почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. [11]

Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека. В конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском ткани. [4]

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения народной тряпичной куклы. Вместе с тем, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти. Практический материал по изготовлению тряпичной куклы, её духовной значимости в воспитании детей представлен в трудах Покровского Е. А., Котовой И. Н., Головачёвой Р. М., Андреевой И. В., Зиминой З. И. По мнению учёных, возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. Традиционная народная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения, приобщения его к русской народной культуре. [7]

Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенной – индивидуальной. [1]

Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие русской народной культуры. Начинать знакомить с традиционной тряпичной куклой можно с дошкольного возраста.

Одним из результативных направлений работы мы считаем проектную деятельность. Так, нами был разработан в подготовительной к школе группе, совместный с родителями, творческий проект «Куклы наших предков».

Цель проекта: приобщения детей к традициям и культуре русского народа через знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы.

Задачи проекта: расширять представления о традиционной народной тряпичной кукле и ее многообразии, подвести к пониманию её назначения, знакомить детей с народными традициями и праздниками, в которых были задействованы куклы, вызывать интерес к созданию народной тряпичной куклы, знакомить с различными техниками её изготовления.

Работа над проектом осуществлялась в течении шести месяцев и велась одновременно по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и обогащение предметно – развивающей среды.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей, доступность материала и постепенность его усложнения.

Работа по реализации проекта разбита на три этапа. 1этап - подготовительный.

Свою работу над проектом мы начали с изучения исторических материалов и исследований российских ученых-этнографов по истории создания и смысловом значении каждой из тряпичных кукол, их роли в повседневной жизни предков.

На первом этапе мы старались сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развить эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготавливать.

Для решения поставленной цели в форме делового сотрудничества, была организованна работа с родителями. Родители воспитанников приняли активное участие на этом этапе, помогали в подборе и систематизации информационного материала по данной теме, подборе тканей и сопутствующих материалов для изготовления кукол, по обогащения предметно-развивающей и игровой среды.

Второй этап- основной, состоял из коммуникативной, организованной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, изобразительной, игровой, театрализованной деятельности.

На данном этапе продолжалась формирование у детей устойчивого интереса к народной культуре; умение создавать народные куклы используя различные материалы; пониманию их назначения и истории создания; развитие воображения и творчества.

Для реализации работы на этом этапе нами был разработан перспективный план. Который построен на обучении детей изготовлению кукол, от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне, а также с учётом народного календаря, годичном цикле жизни русского народа. Дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и с традициями русского народа. Так, например, на масленицу дети делали куклу – «масленку», играли в народные игры, ну а после угощались блинами, при встрече весны мы познакомили детей с куклой «Веснянкой», пели заклички о весне.

На протяжении всего путешествия их сопровождала «Хозяюшка» мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывала детям все новые и новые сказки, интересные истории и некоторые секреты. Она приносила детям игры, различный материал для их самостоятельной деятельности. Немало важным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной тряпичной куклы – сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием частушек, песен.

Активное участие в проектной деятельности на этом этапе приняли родители воспитанников. С их помощью был создан уголок творческой деятельности «Мастерилка». В котором представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могли сами создавать кукол, а затем играть с ними. Используя народные тряпичные куклы в свободной игровой деятельности, способствовало созданию условия для словесного и практического творчества детей, для возможности почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки.

Родители участвовали в мастер - классах по изготовлению кукол, организации совместных календарных праздников («Масленица», «Рождественские посиделки», создании мини-музея.

Организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия к приобщению старших дошкольников к традиционной русской народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

Третий этап проекта - творческий. Целью этого этапа было создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

Завершился проект совместны с родителями развлечением «Кукольная ярмарка» и торжественной презентацией – открытием мини-музея тряпичной куклы. Дошкольники выступали в роли экскурсоводов: каждый рассказывал о своей любимой кукле, ее назначение, рассказывали из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Во время реализации проекта, благодаря системе в работе, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной тряпичной кукле, эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, результатах их повседневной продуктивной деятельности.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе народной тряпичной куклы, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно-патриотических и духовно-нравственных качеств.

Литература :

1. Берестнёва, Е. В., Догаева, Н. В. Кукольный сундучок. – М. : Белый город, 2008.- 112 с.

2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб. : Детство Пресс, 2008.-160 с.

3. Дайн, Г. Л., Дайн, М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

4. Князева, О. А., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 304 с.

5. Котова, И. Н., Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. – СПб: Паритет, 2010.- 204 с.

6. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. - 2002.-№1.-40-51с.

7. Нестеренко А. В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, 51 -56 с.

8. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб. : Детство Пресс, 2011. – 184 с.

9. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: https://tn-kukla.livejournal.com

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой
Опубликовано: 26 апреля 2020 в 12:16
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрованова (УИ 2281139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД