Елена Петрованова
Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРЯПИЧНОЙ КУКЛОЙ
Аннотация: В статье представлена актуальность, значение, возможности, условия, методы работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой. Разработанная проектная деятельность даёт возможность использования этого направления в образовательном процессе в ДОУ.
Ключевые слова: народная культура, кукла, тряпичная кукла.
Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре на основе ознакомления с тряпичной куклой» размещена в разделах
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок знал историю своей семьи, страны, почувствовал уникальность своего народа, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. По утверждению Арнольдова А. И, Денисюка Н. П, Ибрагимовой Л. А, Лазарева А. И, Семенова В. М, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. [ 2]
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной русской народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния русской народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка. Ребенок, по мнению Безносова В. Г., Зеньковского В. П., Лихачева Д. С., является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. [4]
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. [4]
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Роль куклы несомненно выше в иерархии игрушки, особенно народной, традиционной. Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла более всего сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. [6 ]
Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Матерчатых кукол делали с незапамятных времен, по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней жизни и была почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. [11]
Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека. В конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском ткани. [4]
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения народной тряпичной куклы. Вместе с тем, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти. Практический материал по изготовлению тряпичной куклы, её духовной значимости в воспитании детей представлен в трудах Покровского Е. А., Котовой И. Н., Головачёвой Р. М., Андреевой И. В., Зиминой З. И. По мнению учёных, возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. Традиционная народная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения, приобщения его к русской народной культуре. [7]
Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенной – индивидуальной. [1]
Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие русской народной культуры. Начинать знакомить с традиционной тряпичной куклой можно с дошкольного возраста.
Одним из результативных направлений работы мы считаем проектную деятельность. Так, нами был разработан в подготовительной к школе группе, совместный с родителями, творческий проект «Куклы наших предков».
Цель проекта: приобщения детей к традициям и культуре русского народа через знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы.
Задачи проекта: расширять представления о традиционной народной тряпичной кукле и ее многообразии, подвести к пониманию её назначения, знакомить детей с народными традициями и праздниками, в которых были задействованы куклы, вызывать интерес к созданию народной тряпичной куклы, знакомить с различными техниками её изготовления.
Работа над проектом осуществлялась в течении шести месяцев и велась одновременно по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и обогащение предметно – развивающей среды.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных, психологических, индивидуальных особенностей детей, доступность материала и постепенность его усложнения.
Работа по реализации проекта разбита на три этапа. 1этап - подготовительный.
Свою работу над проектом мы начали с изучения исторических материалов и исследований российских ученых-этнографов по истории создания и смысловом значении каждой из тряпичных кукол, их роли в повседневной жизни предков.
На первом этапе мы старались сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развить эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготавливать.
Для решения поставленной цели в форме делового сотрудничества, была организованна работа с родителями. Родители воспитанников приняли активное участие на этом этапе, помогали в подборе и систематизации информационного материала по данной теме, подборе тканей и сопутствующих материалов для изготовления кукол, по обогащения предметно-развивающей и игровой среды.
Второй этап- основной, состоял из коммуникативной, организованной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, изобразительной, игровой, театрализованной деятельности.
На данном этапе продолжалась формирование у детей устойчивого интереса к народной культуре; умение создавать народные куклы используя различные материалы; пониманию их назначения и истории создания; развитие воображения и творчества.
Для реализации работы на этом этапе нами был разработан перспективный план. Который построен на обучении детей изготовлению кукол, от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне, а также с учётом народного календаря, годичном цикле жизни русского народа. Дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и с традициями русского народа. Так, например, на масленицу дети делали куклу – «масленку», играли в народные игры, ну а после угощались блинами, при встрече весны мы познакомили детей с куклой «Веснянкой», пели заклички о весне.
На протяжении всего путешествия их сопровождала «Хозяюшка» мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывала детям все новые и новые сказки, интересные истории и некоторые секреты. Она приносила детям игры, различный материал для их самостоятельной деятельности. Немало важным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной тряпичной куклы – сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием частушек, песен.
Активное участие в проектной деятельности на этом этапе приняли родители воспитанников. С их помощью был создан уголок творческой деятельности «Мастерилка». В котором представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могли сами создавать кукол, а затем играть с ними. Используя народные тряпичные куклы в свободной игровой деятельности, способствовало созданию условия для словесного и практического творчества детей, для возможности почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки.
Родители участвовали в мастер - классах по изготовлению кукол, организации совместных календарных праздников («Масленица», «Рождественские посиделки», создании мини-музея.
Организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия к приобщению старших дошкольников к традиционной русской народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.
Третий этап проекта - творческий. Целью этого этапа было создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.
Завершился проект совместны с родителями развлечением «Кукольная ярмарка» и торжественной презентацией – открытием мини-музея тряпичной куклы. Дошкольники выступали в роли экскурсоводов: каждый рассказывал о своей любимой кукле, ее назначение, рассказывали из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Во время реализации проекта, благодаря системе в работе, у детей повысился интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной тряпичной кукле, эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей, познавательных интересах, результатах их повседневной продуктивной деятельности.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе народной тряпичной куклы, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно-патриотических и духовно-нравственных качеств.
Литература :
1. Берестнёва, Е. В., Догаева, Н. В. Кукольный сундучок. – М. : Белый город, 2008.- 112 с.
2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб. : Детство Пресс, 2008.-160 с.
3. Дайн, Г. Л., Дайн, М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
4. Князева, О. А., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 304 с.
5. Котова, И. Н., Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. – СПб: Паритет, 2010.- 204 с.
6. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. - 2002.-№1.-40-51с.
7. Нестеренко А. В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, 51 -56 с.
8. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб. : Детство Пресс, 2011. – 184 с.
9. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: https://tn-kukla.livejournal.com