Получи документы

Технология проблемно-педагогических ситуаций

Татьяна Чумичева
Технология проблемно-педагогических ситуаций

Статья «Проблемы — для детей, успех для взрослых»

Проблемы - для детей, успех для взрослых.

«Вы не обязаны меняться.

Выживание – дело добровольное» Эдвард Деминг.

Современное общество ведет педагогов к тому, что как конвейерное производство изживает себя постепенно, и превращается в индустрию возможностей, так и образование. Ключевая идеология новой инновационной программы под редакцией Н. Е. Вераксы для дошкольного образования – это поддержка разнообразия. «Мы выдвигаем новый термин «пространство детской реализации», в пространстве реализации взрослый следует за ребенком, помогая в его активности» Н. Е. Веракса.

Публикация «Технология проблемно-педагогических ситуаций» размещена в разделах

Мотивационная модель образования XXI : выбор пути и решение проблемных задач ребенком.

Вот о проблемных задачах для старших дошкольников мне и хотелось бы сегодня рассказать. Мне кажется программа «Технология эффективной социализации дошкольников» под редакцией Н. П. Гришаевой помогает педагогам ДОУ смоделировать поведение детей, поиграть, расширить его возможности и научить действовать.

Проблемно-педагогические ситуации (ППС) - одна и технологий, которая позволяет ребенку самоопределяться, в напряженные эмоциональные моменты принимать решения, действовать в команде, приобрести свой жизненный опыт.

Мы с Вами пониманием, что есть спонтанно возникающие ППС встречаются каждый день в жизни дошкольников и педагогов делятся по характеру взаимодействия: ребенок – ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель-воспитатель и другие, и по месту взаимодействия: во время прогулки, в режимные моменты, во время игр и занятий. Решение этих ситуаций будет со временем меняться, если применить педагогическое мастерство и найти понимание со всеми участниками образовательных отношений.

А вот специально сконструированные ППС могут быть разными.

Простые:

•Воспитатель заболел

•Человек на лестнице

•Мусор на участке/коридоре

•Сломанные игрушки

•Не хватает стульчиков

•Чужой в группе

•Коробка на участке/коридоре

•Сломался дверной замок

•Утерян колокольчик для КЧ

•Разбросанные игрушки в группе

•В группу пришли гости

•Разбитый цветочный горшок

•Бесхозные конфеты.

Сложные:

•Бабушка ищет внука

•Инопланетянин

•Дракон похищает принцесс

•Потерянная брошь

•Карлсон

•Чужой подросток

•Марфушины подарки.

Нужно разработать этапы проведения «Проблемной педагогической ситуации». Выбрать педагога отвечающего за организацию внедрения технологии ППС, создание плана разработки на каждый месяц.

•Планирование ближайшей ППС совместно с коллективом.

•Разработка сценария ППС, назначение и обучение «персонажа» ППС.

•Подготовка вопросов для «Круга рефлексии».

•Предварительные беседы с детьми.

•Создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

«Рефлексивный круг» для детей.

•Обсуждение спонтанно возникших и проведенной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы в данном направлении.

Важны условия проведения технологии «ППС» :

Ситуация проводится без присутствия воспитателя или других взрослых.

•Желательна съемка на видеокамеру, для последующей рефлексии с педагогами.

•Степень эмоциональной напряженности должна быть посильна детям конкретной группы.

Ситуации следует прорабатывать с детьми от самых простых, затем переходить на более сложные.

•Как правило, взрослый, проводящий ситуацию, должен быть незнаком детям.

При проведении беседы - «круга рефлексии» после «ППС» обязательно!

Вопросы, задаваемые после «ППС» на «Кругу рефлексии» : 1. Что произошло? 2. Что ты делал? 3. Что ты чувствовал, когда это произошло? 4. Что ты будешь делать, если это произойдет еще раз?

•Родителям не сообщается, как вел себя, их или другой ребенок. «Спросите сами у своего ребенка».

•Родителям предлагается список из 3-4 вопросов к их ребенку по теме проведенной ППС.

•ППС проводится не реже 1 раза в месяц, тематика, как правило, соответствует ситуации месяца.

•Каждая ситуация повторяется 2-3 раза, с интервалом в 2-3 недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.

•Через полгода контрольная ППС на эту же тему, но с изменением персонажа ППС.

Для ведения такой работы очень интересен алгоритм планирования развития социальных навыков у старших дошкольников:

•Фиксация воспитателем спонтанно возникших ситуаций (ППС) и последующий их анализ;

•Составление списка социальных навыков, необходимых для развития детей каждой конкретной группы;

•Подбор необходимых ППС (специально сконструированных) для развития определенного.

Социальные навыки, развиваемые в ППС:

- умение делиться, умение говорить нет, сочувствие, доброта, помощь;

- умение проявлять инициативу, умение проигрывать, внимание к друзьям;

- умение слушать, обращаться за помощью, умение прощать, умение установить контакт, умение разрешить спор, умение помирить и т. д.

- самостоятельность, инициатива;

- безопасность жизнедеятельности.

Расширяется пространство детской реализации. «Пространство реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок». Н. Е. Веракса.

Как ни громко сказано, но такие игры помогают ребенку переходить

от самостоятельности – к самостоянию, от безличного восприятия другого – к становлению эмоционального интеллекта.

«Самостоянье человека – залог величия его.»

А. С. Пушкин.

И не это ли наша цель, как для педагогов, а для ребенка залог успеха в жизни.

Список используемой литературы:

Технология эффективной социализации детей 3-7 лет: система, реализации, сценарии: методическое пособие. - М. : Вентана -Граф, 2017.-320с. -(Тропинки).Гришаева Н. П., Струкова Л. М.

ДЕТСТВО РАДИ ДЕТСТВА: МЕЖДУ АДАПТАЦИЕЙ И СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» А. Г. Асмолов

Детское развитие: две парадигмы Н. Е. Веракса*, ИИДСВ РАО, МГПУ, Москва, Россия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Информация об опыте. Под математическим развитием дошкольников понимают позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности,.

Использование проблемно-игровых технологий в развитии элементарных математических представлений Использование проблемно - игровых технологий в развитии элементарных математических представлений. Логические и математические игры. «Сложи.

Использование проблемно-практических ситуаций и привлечение социальных институтов в формировании ОБЖ Консультация для педагогов «Использование проблемно – практических ситуаций и привлечение социальных институтов в формировании основ безопасности.

Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского План–конспект урока Тема урока: Изложение проблемно-воспитательного характера по тексту К. Д. Ушинского Цели урока: 1) познакомить с текстом.

Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников»Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников» Всем доброе утро, я хочу вам предложить уникальную педагогическую технологию, а вот какую, отгадайте сами. Если вы выберете ее как самую.

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ Алекберова Т. И. старший воспитатель МАДОУ №161 «Ёлочка» Г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Аннотация: в статье раскрывается реализация музейной.

Организация работы по проблемно-поискововой деятельности старших дошкольников К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей деятельности ребёнка. Этот возрастной пери-од.

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального.

Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива детского сада Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива мкдоу «Детский сад №14 «Ивушка» за 2018-2019 учебный год. 1.1 Цели и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология проблемно-педагогических ситуаций
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 21:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД